С каждым последующим самолетом увеличивается и одновременно усложняется объем сборочных работ и испытательных полетов, выполняемых на самолетах SSJ-100 на ульяновском авиационном предприятии «Авиастар-СП». Подписав договор о производственной кооперации с авиационным заводом в Комсомольск-на-Амуре (представлявшим компанию «Гражданские самолеты Сухого»), «Авиастар-СП» взял на себя задачу по монтажу пассажирской кабины (интерьера) и проведению покрасочных работ.
Но это был лишь начальный этап. Далее планировалось передать в Ульяновск и проведение всех необходимых испытательных этапов работ. Таким образом, все самолеты смогут передаваться заказчику непосредственно в Приволжском регионе, а не возвращаться на Дальний Восток, там проходить испытания и опять (в большинстве случаев) лететь в Центрально-европейскую часть России.
Сегодня в Ульяновске собирают третий серийный самолет. Два первых были аэрофлотовскими, а третий предназначен для авиакомпании «Якутия». Этот самолет отличается от своих предшественником с точки зрения комплектации интерьера пассажирской кабины. А это, как раз, и вызывает определенные сложности на предприятии, устанавливающим данные интерьеры. В первую очередь, на борту якутского SSJ-100 будет использована система кондиционирования воздуха с индивидуальным обдувом пассажиров.
До этого на всех моделях стояла СКВ общего применения. Система довольно сложна из-за большого количества воздушных магистралей, протянутых по всему салону. Вместе со специалистами из Ульяновска установку СКВ ведут и представители компании British Aerospace – поставщика данной системы. Кроме того, на самолете RA-89011 («Якутия» уже получила бортовой номер) будет увеличенный гардероб. Но с этой задачей монтажники «Авиастар-СП» справляются уже самостоятельно.
Далее будут испытания. Один из бортов Аэрофлота, который, кстати, еще не забрал заказчик, уже испытывался непосредственно в Ульяновске. Тогда машина совершила четыре полеты и была признана годной к эксплуатации. Сегодняшний борт для авиакомпании «Якутия» также облетают пилоты из «Авиастар-СП». Так что объем работ в рамках кооперации все увеличивается, и это позволяет на головном предприятии увеличить интенсивность выпуска новых самолетов.