Желание сохранить за собой монопольное присутствие на том или ином маршруте и нежелание допускать на него другие авиакомпании – характерная ситуация для российских региональных аэропортов. Недавно стало известно об очередном инциденте, показавшем, что принятых мер по борьбе с естественным монополизмом региональных аэропортов явно не достаточно и требуется снова вмешиваться в ситуацию Прокуратуре и Антимонопольной Службе России.
Речь идет о конфликте, возникшем между авиакомпанией «РусЛайн» и ОАО «Ижавиа», являющейся управляющей компанией аэропорта Ижевска. «РусЛайн» до конца октября выполнял региональные рейсы в столицу Удмуртии на самолетах типа Bombardier CRJ 100/200. Но был вынужден прекратить полеты из-за официального отказа служб аэропорта обслуживать самолеты «РусЛайн» в зимний период. Причиной отказа, по словам аэропорта, является отсутствие необходимых средств аэродромного обеспечения, требуемых для Bombardier CRJ 100/200 противообледенительных жидкостей и отсутствие у технического персонала аэропорта опыта по обслуживанию подобных типов самолетов.
Формулировка вполне типична для подобных случаев. Нежелание аэропорта работать с той или иной авиакомпанией чаще всего обосновываются на неумении работать с ее авиатехникой. Но возникает вопрос, а как вообще аэропорт собирается работать, если не будет осваивать новые типы самолетов, внедрять современные средства аэродромного обслуживания и переучивать специалистов. Ведь уже завтра вся привычная советская авиатехника перестанет вообще появляться на российских авиарейсах и на ее смену придет новая и «неизвестная» для аэропорта. Хотя в случае с «РусЛайн» и Bombardier CRJ 100/200 ситуация не столь критична. Дело в том, что для обслуживания канадских самолетов необходима точно такая же противообледенительная жидкость, как и для Як-42, которые продолжают без проблем летать в Ижевске. А аэропорт об этом не знает или не хочет знать. Кроме того, «РусЛайн» берет на себя вопрос подготовки персонала и соответствующих процедур по обслуживанию своих самолетов, но это также не интересно ижевскому аэропорту.
А все дело в присутствии на данном рынке другой авиакомпании, также принадлежащей ОАО «Ижавиа» и носящей такое же название. Авиакомпания работает на тех же маршрутах, что и «РусЛайн», но использует Як-42. Цены на авиабилеты у «Ижавиа» выше, чем у «РусЛайн». Естественно, с приходом в регион новой, более дешевой авиакомпании, у которой еще и самолеты комфортней, пассажиры стали предпочитать именно ее. Загрузка на рейсах из Ижевска у «РусЛайн» стала доходить до 90% и это, явно, не понравилось «Ижавиа».
Авиакомпания «РусЛайн» прекратила полеты и вынуждена была вернуть деньги за ранее проданные билеты. Но останавливаться на этом перевозчик не собирается. Поданы соответствующие заявления в Антимонопольный комитет РФ и Прокуратуру. Имеет смысл вообще обратиться в Росавиацию с вопросом, а готов ли в принципе аэропорт Ижевска к работе в зимний период.