Министерство транспорта России разработал проект постановления о новых принципах лицензирования авиационной деятельности. Это тот документ, который многократно обсуждался еще с лета и в котором будут введены существенные ограничения на допуск к авиационным перевозкам той или иной компании.
Первая часть постановления, в принципе, была ожидаема и касается требований к минимальному составу флота самолетов, который позволит авиакомпании получить сертификат эксплуатанта. В финальной редакции постановления сказано, что к полетам по регулярным гражданским маршрутам будут допущены только те авиакомпании, чей флот составляет не менее 10 самолетов вместимостью более 55 пассажиров или не менее 3 вместимостью менее 55 пассажиров. Если авиакомпания претендует на получение лицензии для осуществления чартерных перевозок, ее флот должен состоять из 5 или более самолетов пассажировместимостью от 55 человек. В принципе, ничего нового, за исключением того, что для чартеров все-таки дали определенное послабление требований и не фигурирует понятие «однотипный» самолет.
А вот вторая половина, вернее, раздел, регламентирующий причины, дающие право РосАвиации лишать авиакомпании полученных ранее лицензий (приостановка сертификата эксплуатанта), вызвала бурную реакцию. Согласно проекта постановления, Минтранс намеревается с 2012 года отбирать сертификаты у тех авиакомпаний, которые допустили задержку своих рейсов на два и более часа и количество задержанных рейсов составляет 10% и более от общего числа, выполненных перевозчиком за месяц.
Если бы данное постановление действовало уже сегодня, то такие авиакомпании, как SkyExpress, «Уральские авиалинии» и «Сахалинские авиатрассы» уже бы лишились сертификатов эксплуатанта. За прошедший сентябрь данные авиаперевозчики задержали от 12 % до 18% своих рейсов.
Комментируя проект постановления, представители SkyExpress заявили, что далеко не всегда в задержке рейса бывает виновата сама авиакомпания. Так, регулярно летая из аэропорта «Внуково», SkyExpress вынужден был не раз задерживать собственные рейсы из-за необходимости уступить место на взлетной полосе для правительственным рейсов, которые, естественно, летают вне всякого расписания или очередности.
Другая авиакомпания высказала опасение, что подобная трактовка законодательства заставит авиакомпании (особенно небольшие) идти на нарушение требований по обеспечению авиационной безопасности, лишь бы только побыстрее оформить задержавшийся вылет и не попасть в двухчасовую задержку.
Намерение Зам.министра транспорта Окулова заставить авиакомпании летать по расписанию понятно. Но, возможно, имеет смысл это делать немного другими способами. В мире есть, например, более действенная Монреальская конвенция, согласно которой авиакомпания, осуществившая задержку рейса, обязуется выплачивать своим пассажирам до 6,5 тыс. долларов каждому. Наказание «рублем» будет более действенным, чем лишение возможности работать вообще. Россия уже начала процесс ратификации конвенции еще в прошлом году, но когда он будет завершен – информации нет.
Теперь остается дождаться официального подписания постановления и вступления его в силу со следующего года. Тогда же и увидим, услышал ли Минтранс замечания авиакомпаний или оставил условия наказания за задержки рейсов без изменений.