На днях произошло событие, ставшее переломным в судьбе проекта глубокой модернизации военно-транспортного самолета Ил-76 – изделия 476. Как известно, во времена Союза, данный тип самолетов изготавливался на Ташкентском авиационном заводе, который ныне не принадлежит российскому авиапрому. Но сам тип самолетов был достаточно удачным и пользовался спросом, как среди армейской авиации, так и в гражданском секторе. Поэтому был запущен проект, получивший название Ил-476.
До недавнего времени никакой конкретной информации по новой модификации официально объявлено не было. Ходили определенные слухи, но развитие проекта шло очень медленно. Даже были высказывания в прессе, утверждающие, что проект закроют.
24 января состоялся визит Вице-премьер министра РФ Дмитрия Рогозина на ульяновский авиационный завод «Авиастар – СП», который был назначен в качестве головного предприятия изготовителя нового типа самолетов. В ходе этого визита состоялось официальное открытие цехов по сборке изделия 476, а также были озвучены характеристики самолета и объемы планируемых заказов. Данную информацию можно считать официальной.
Глубокая модернизация серьезно изменила самолет. Прежде всего, было доработано крыло, которое стало больше. Вследствие чего, взлетная масса самолета была увеличена на 20 тон и составила 210 тон. На 18% возросла дальность полета машины, а топливная эффективность стала выше на 15%. Были улучшены взлетно-посадочные характеристики и тяговооруженность самолета, что позволит ему эксплуатироваться в условиях высокогорий. Затем на самолете появились новые двигатели, изготавливаемые в Перми. Их тяга составляет 14,5 тон на один двигатель (всего их у самолета четыре). Не забыли разработчики и о необходимости сертификации по нормам гражданской авиации. Поэтому был существенно снижен уровень шума на местности и приведен к допустимым нормам показатель выброса вредных веществ в атмосферу. Вся система управления стала цифровой, а экипаж составил шесть человек.
По словам Рогозина, государство планирует приобрести порядка ста самолетов Ил-476 до конца 2020 года. Машины пойдут, как в войсковые части транспортной авиации РФ, так и в авиационные подразделения МЧС России. На основе самолета будет также создана модификация летающего центра управления по ликвидации последствий стихийных бедствий.
Первые поставки в Министерство обороны должны начаться уже в 2014 году. Но для этого уже сегодня необходимо открыть линию финансирования проекта из государственного бюджета. Завод в Ульяновске самостоятельно не сможет развернуть полномасштабное серийное производство. Хотя уже сегодня на стапелях завода началось изготовление трех первых опытных образцов новой модификации.
«Авиастар – СП» заключил контракт на изготовление с Объединенной авиастроительной корпорацией (подразделением «Транспортные самолеты»). Согласно данного контракта опытные машины должны быть переданы на испытания в 2013 году. Но в Ульяновске опасаются, что загрузка производства может быть не равномерной. Сегодня изготавливаются только три борта, а через год понадобится сразу несколько десятков. Поэтому завод и просит Правительство согласовать с заказчиками плавные графики поставки, распределенные во времени.
Ключевым вопросом, правда, остается цена. Конкретные цифры не оглашались, но, судя по комментариям Вице-премьера, это достаточно высокая цифра, и с ней еще надо работать. Хотя Рогозин и обещает, что норма рентабельности, особенно в части, учитывающей зарплату сотрудников «Авиастар – СП», снижена быть не должна. Можно к подобным заявлениям относиться, как к популистским, но то, что зарплата на высокотехнологичном предприятии должна быть выше, чем средняя по региону, с этим с Вице-премьером не согласиться нельзя.