26 августа отмечается 15-летний юбилей одной из самых крупнейших компаний российской авиационной промышленности – ОАО «Авиационная холдинговая компания Сухой». Отсчет своей новейшей истории компания ведет с 1996 года. Когда согласно Указа тогдашнего Президента Российской Федерации Бориса Ельцина был организован Авиационный военно-промышленный комплекс «Сухой», ставший в последствие холдингом. На тот момент компания «Сухой» создавалась путем слияния опытно-конструкторского бюро им. П. О. Сухого, иркутского, новосибирского и комсомольск-на-амурского серийных авиационных заводов. Все эти предприятия объединял проект по разработке и изготовлению фронтовых бомбардировщиков и истребителей.
Через два года руководителем АВПК стал Михаил Погосян, руководивший на тот момент ОКБ «Сухой». Именно под руководством Михаила Погосяна компания добилась тех небывалых результатов и роста, которые позволили ей стать одной из самых крупнейших мировых разработчиков и производителей авиационной техники, что привело в 2001 году к реорганизации и укрупнению и созданию холдинга «Сухой». В феврале 2011 г-н Погосян покинул пост Генерального директора холдинга, заняв место руководителя Объединенной авиастроительной корпорации, являющейся управляющих компаний холдинга. Новый руководителем в ОАО «Авиационная холдинговая компания Сухой» стал Игорь Озар.
Сегодняшний состав холдинга «Сухой» выглядит следующим образом:
- ОАО ОКБ «Сухой» (конструкторское бюро «Сухой» в Москве) - 50% акций + 1 голос;
- ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» - 87,93% акций;
- ОАО КнААПО им. Гагарина (авиазавод в Комсомольск-на-Амуре) – 74,5% акций;
- ОАО НАПО им. Чкалова (авиазавод в Новосибирске) – 74,5% акций;
- ОАО НПК «Иркут» (авиазавод в Иркутске) - 11,63% акций;
- ОАО ТАНТК им. Бериева (конструкторское бюро «Бериев» в Таганроге) – 38% акций.
В структурах холдинга трудится более 27 тысяч человек. Компания является третьей в мире по поставкам боевых самолетов и обеспечивает своей продукцией около 20% мирового рынка истребителей.
Основная продукция холдинга – боевые самолеты. Истребители, бомбардировщики и штурмовики под маркой «Су», являются основой фронтовой авиации ВВС РФ и тактической авиации в более, чем 30 странах.
Холдинг ведет работу по многим проектам и осуществляет серийный выпуск и поддержку эксплуатации более двух десятком типов боевых самолетов. Наиболее важными, можно выделить такие проекты, как:
- Разработка и изготовление истребителя пятого поколения ПАК ФА – Т-50. Уже изготовлено два летных образца, начавших проведение испытаний. В этом году планируется появление еще двух самолетов. Проект считается международным, так как на основании Т-50 холдинг осуществляет разработку и нового истребителя для ВВС Индии;
- Внедрение многофункционального истребителя поколения 4++ - Су-35. Данный самолет является современным истребителем, на котором реализованы уже многие принципы, закладываемые в Т-50. Самолет начал поставляться в ВВС России, согласно Государственной программы по вооружению. До конца 2015 будет выпущено и передано 48 самолетов.
- Внедрение фронтового бомбардировщика Су-34. Новая модификация представляет собой абсолютно другой самолет, по сравнению со своим предшественником. Су-34 способен прикрывать действия ударной авиации и наносить удары по наземным объектам и средствам ПВО противника. Новая модификация должна начать поступать в войска в этом году.
- Производство семейства ближнемагистральных пассажирских самолетов Sukhoi SuperJet-100. В настоящее время в серийной эксплуатации находятся уже 3 самолета. Холдинг, в лице ГСС ("Гражданские Самолеты Сухого") ведет активную работу по двум направлениям. Осуществляется разработка новых версий самолета, таких, как модификация с повышенной дальностью LR и вариант бизнес самолета Sukhoi Business Jet. Также наращивается серийный выпуск базовых моделей, согласно заключенных ранее контрактов, количество самолетов по которым, уже приблизилось к сотне машин.
Из перспективных новых проектов, холдинг выделяет еще два. Это создание сверхзвукового административного (бизнес) самолета, получившего уже название Supersonic Business Jet (SSBJ) и беспилотного летательного аппарата, лицо которого пока не сформировано.
Что касается дальнейшего развития ОАО «Авиационная холдинговая компания Сухой» в целом, то по словам нового Генерального директора, холдинг задумал очередную реорганизацию структуры, с целью объединить все разрозненные проекты под крылом единого акционерного общества, обеспечив, таким образом, возможность взаимного финансирования и появление единого российского игрока от авиационной отрасли на мировом фондовом рынке.