На фоне громких контрактов, заключенных на МАКС-2011 и заявлений о намерении приобретать новые российские самолеты в большом количестве, сложилось впечатление, что дела в российской авиационной промышленности начали улучшаться. Но сухие цифры статистики говорят пока об обратном. Министерство промышленности и торговли РФ обнародовало информацию о темпах роста производительности в авиапроме, и этот рост оказался опять отрицательным.
Минпромторговли собирает статистические данные ежемесячно. За период 2011 года, с января по август, наблюдается падение производительности в сегменте гражданского самолето- и вертолетостроения. В общем, по отрасли авиапромышленности падение составило 6,3% по сравнению с аналогичными восьмью месяцами 2010. Что касается конкретики по отраслям авиапрома, то в самолетостроении падение составило 3,7%, в вертолетостроении вообще 24,2%, а в двигателестроении 16,1%.
За текущий период было изготовлено всего шесть гражданских самолетов. Ими стали: один Ту-214ОН в рамках работы программы по мониторингу территорий «Открытое небо», три Sukhoi SuperJet-100, два из которых попали в «Аэрофлот» и один (единственный самолет гражданского назначения, который пошел на экспорт) в армянскую «АрмАвиа»; два самолета Ан-148, поступившие в эксплуатацию в авиакомпанию «Полет». Количество явно не достаточное. Но хуже всего, что, пока, наблюдается тенденция снижения. Так, в 2009 было создано 14 самолетов, в 2010 уже 7, в этом, за 8 месяцев, только 6.
По вертолетам ситуация следующая: всего было изготовлено 36 вертолетов. Причем только два вертолета Ми-171Е остались в России, остальные были поставлены на экспорт. По модификациям вертолеты были представлены так: Ми-17В5 – 3 шт., Ми-171Е – 30 шт., Ка-32Т – 1 шт., Ми-8АМТ – 1 шт. и Ми-171А – 1 шт. В вертолетостроении ситуация выглядит не ровно. В прошлом году наблюдался значительный рост в отрасли (214 вертолетов в 2010, против 183 в 2009), а теперь падение, причем значительное, с 214 машин до, всего, 36. Правда, это не за полный год, но, даже, если темпы производства и сохраняться, статистические данные вряд ли достигнут показателей даже 2009 года.
Двигателестроение наиболее просело в создании вспомогательных газотурбинных двигателей (на 47%) и турбовинтовых и турбовентиляторных (на 27,7%).
Возможно, излом ситуации происходит именно сейчас, когда промышленность заговорила о значительном увеличении производительности на фоне заключенных контрактов. Один рост производительности по SSJ-100 должен возрасти на 70%. Но это, пока, теория. Практически будет понятно в начале следующего года.