Сухая статистика, конечно, вещь довольно скучная, но иногда, чтобы осознать положение вещей, без нее не обойтись. Чтобы понять, какое место на мировом рынке авиационной промышленности занимает Россия, были собраны и опубликованы определенные статистические данные, которые мы и приводим. Статистика обнародовалась Министерством промышленности и торговли РФ, а готовилась независимыми экспертами, привлеченными для разработки программы развития российского авиапрома. Т.е. доверять этим цифрам можно.
Все меряется в деньгах. Мировой авиационный рынок оценивался с точки зрения объемов продаж за год. В расчет брался 2011 год. Объем мирового рынка на сегодня составляет 278 млрд. долларов, т.е. именно на эту сумму было продано авиационной техники всех типов. Летательные аппараты гражданской авиации занимают от данного объема 64%, т.е. наблюдается приоритет именно коммерческих летательных аппаратов.
Доля самолетостроения (суммарно, как гражданского, так и военного) составляет 155 млрд. долларов, т.е. немного больше, чем рынок вертолетостроения, двигателестроения, беспилотников и других типов летательных аппаратов вместе взятых. Это вполне понятно. Несомненным лидером на рынке самолетостроения являются Соединенные Штаты. Только в США выпущено и продано американскими компаниями более 53% всех самолетов. Доля России на данном рынке составляет всего 3,4%. И это благодаря лишь поставкам военных самолетов. Мы отстаем от лидера более чем в 15 раз.
Мировой рынок вертолетов оценен в 20,3 млрд. долларов. Тут лидером является ЕС (правильная, кстати, политика; объединились и смогли противостоять американцам), его доля составляет 43,3% или в стоимостном выражении почти 9 млрд. долларов. Дела России в вертолетостроении, как не странно, лучше, чем на рынке самолетостроения. Наша доля составляет около 14,2%, т.е. отставание от лидера всего в 3 раза. И опять, погоду делают исключительно военные вертолеты.
На рынках двигателестроения, радиоэлектронного оборудования, агрегатов и систем везде лидируют также Штаты. Россия на данных рынках слабее лидера в 15 - 30 раз. Т.е. мы практически не рассматриваются, как поставщики комплектующих, а только лишь как производители готовой продукции.
Общие валовые продажи российских предприятий, имеющих отношение к авиационной промышленности, в 2011 году составили 608 млрд. рублей (около 18 млрд. долларов). Таких предприятий в России 248 юридических лиц. Остальные выводы можно сделать самостоятельно.