В спасении жизни человека счет порою идет на минуты. Для такого крупного мегаполиса, как Москва, проблема обостряется из-за огромного количества пробок на дорогах. Чтобы карете скорой помощи добраться от центра до МКАДа, может потребоваться в лучшем случае 1,5 часа. А вертолет тот же самый маршрут пролетит за 10 минут. Такая разница во времени может спасти не одну жизнь.
Согласно действующего законодательства, полеты над Москвой строго регламентированы. Для получения подтверждения вылета необходимо получить разрешение, как минимум, в четырех разных ведомствах. И срок действия такого разрешения одни сутки.
До недавнего момента все санитарные перевозки в столице осуществляло только Министерство по чрезвычайным ситуациям. Но возможностей санитарной авиации МЧС столице явно не хватает. И вот недавно в Москве появилась первая больница, которая начала выполнение санитарных перевозок на вертолетах Ми-2. Ее стала Центральная клиническая больница №2, расположенная на Лосином острове. На территории больницы уже открылась вертолетная площадка, и на дежурство стало два вертолета Ми-2. Эксплуатацией вертолетов занимается коммерческая авиакомпания, с которой у больницы заключен договор. Санитарная скорая помощь осуществляет доставку не только в пределах города, но и из соседних областей. Стоимость часа полета составляет порядка 1 000 долларов, и этого времени достаточно, чтобы добраться на Ми-2 из любого соседнего областного центра в Москву. При этом выбор неслучайно пал на Ми-2. Данный тип вертолетов показал лучшую эффективность при полетах в плохую погоду, по сравнению с импортными аналогами.
Но не все пока получается гладко. Прежде всего, проблема заключается в отсутствие хоть какого-то нормативно-правового акта, который регулировал бы деятельность санитарной авиации столицы. Общие авиационные правила не вполне согласованы со спецификой работы медиков. Так, в частности, из-за существующего правила, регламентирующего срок действия разрешения на полеты над территорией Москвы только в течение суток, авиакомпания, обслуживающая больницу, вынуждена получать такое разрешение каждый день. Ведь невозможно предсказать в какой момент времени придется совершить экстренный вылет, а времени на оформление после получения вызова уже не останется.
Второй проблемой является нехватка вертолетных посадочных площадок в черте города и запрет на посадку на территории федеральных объектов, которых в Москве немало. Конечно, вертолет не самолет, но, все-таки, нуждается в определенной инфраструктуре для обеспечения безопасных полетов.
Решением проблем может стать разработка целевой программы, регламентирующей деятельность санитарной авиации. Данная программа может быть согласована с другими программами развития, уже действующими в Москве, в частности, с программой создания сети вертолетных площадок во всех районах города и запуска услуг воздушного городского такси. В рамках данных программ в столице должно появиться не менее восьми площадок для воздушного такси. Сколько будет создано районных площадок – пока не понятно, ведь в Москве официально существует целых 123 района.