Авиакомпания «Аэрофлот» является правопреемником по получению роялти за пролет иностранных авиакомпаний над территорией России, в частности, по Транссибирскому воздушному коридору. До настоящего момента 80% от этой суммы передавалось государству в лице Росавиации. Но, после того, как Аэрофлот был лишен эксклюзивных, а, правильнее было бы сказать, монопольных прав на ряд сверхприбыльных европейских маршрутов, авиакомпания решила существенно сократить и выплаты роялти в пользу государства. Права были переданы другой российской авиакомпании, находящейся не в государственной, а частной собственности – «Трансаэро». Аэрофлот считает, что теперь и эта авиакомпания должна увеличить выплату роялти. Свою же долю выплат Аэрофлот собирается снизить до 30%.
Речь идет о довольно внушительных суммах. Так, за 2010 год сумма, переданная Аэрофлотом Росавиации, составила 6,5 млрд. рублей. За последующий год цифра еще не определена, но она должна быть выше. Сокращение выплат может существенно сказаться на поступлениях в бюджет, и Министерство транспорта собирается противостоять подобной ситуации.
В данном случае имеет место определенный юридический коллапс. С одной стороны, Аэрофлот получает роялти от иностранных компаний, потому что у него есть подписанные договора, и он является официальным правопреемником от российской стороны. С другой, Аэрофлот, хоть и государственная компания, но не должна принимать самостоятельно подобные решения. Воздушные коридоры над территорией России – это не собственность Аэрофлота. Платить или не платить роялти равносильно решению платить или не платить налоги, а последнее, как известно, является преступлением.
Возможно, в совете директоров авиаперевозчика подобное решение обсуждалось на эмоциональном уровне. Оно пока окончательно принято не было, т.к. пока не подписаны документы по выплатам за прошлый период. Их должна подготовить и прислать Росавиация, чего пока сделано не было. Если же Аэрофлот действительно пойдет на подобный шаг, мы будем иметь довольно уникальный юридический прецедент, и неизвестно, как Министерство транспорта будет выходить из конфликтной ситуации с Национальным перевозчиком.