Необычный прецедент произошел недавно с рейсом российской авиакомпании «Башкортостан», который выполнялся по маршруту из Барселоны в Москву. Во время предварительного запуска двигателей, который производился не самостоятельно самолетом, а при помощи аэродромного устройства воздушного запуска, у некоторых из пассажиров возникли сомнения в исправности воздушного судна. Начались высказываться недовольства, а затем прозвучало требование заменить воздушное судно и экипаж.
Согласно международных правил (а российское законодательство им соответствует), в случае отказа одного или нескольких пассажиров от участия в рейсе, после того, как уже была осуществлена посадка на борт, необходимо полностью снять всех пассажиров, груз и багаж, провести повторный досмотр и снова осуществить загрузку и посадку. Что и было сделано авиационными властями аэропорта Барселоны.
Задержка затянулась на 9 часов. Причем, никаких обоснований для беспокойства у пассажиров не должно было возникнуть. Процедура запуска от УВЗ является штатной и часто используется в той или иной ситуации. Это никак не является признаком неудовлетворительного состояния воздушного судна. Однако панику, возникшую на борту самолета, экипажу устранить не удалось, и пришлось рейс задержать.
Но даже и после повторной проверки самолета и перерегистрации, 88 человек из 218 зарегистрировавшихся изначально, отказались снова подняться на борт. В принципе, любой человек вправе решать самостоятельно лететь или нет ему тем или иным самолетом. Поэтому, представители авиакомпании и аэропорта получили от отказавшихся пассажиров официальные подтверждения (заявления) о таком решении. Остальные 130 пассажиров и самолет все-таки осуществили рейс BBT 8332 и благополучно вернулись в Москву.
Авиакомпания «Башкортостан» не несет никакой ответственности ни за задержку рейса, ни за доставку отказавшихся пассажиров. В действиях авиакомпании не просматривается никаких нарушений, а вот поведение некоторых лиц, поднявших панику и требовавших замены судна, нельзя назвать адекватным. По предварительным данным, полученным из Испании, часть пассажиров, высказывавших требования об отмене рейса, находились в состоянии сильного алкогольного опьянения, что недопустимо при осуществлении гражданских авиаперевозок.
На этом прецедент не закончится. С одной стороны, Росавиация уже взяла на себя вопрос доставки оставшихся пассажиров, но, вряд ли это будет выполнено на безоплатной основе. С другой, по данному делу будет проведено служебное расследование. Если и в ходе расследования вины авиакомпании «Башкортостан» найдено не будет, то отказавшиеся пассажиры будут лишь вынуждены повторно оплатить перевозку на том воздушном судне и под флагом такой авиакомпании, которая им покажется подходящей и которую они смогут себе позволить.