Президент страны, которая имеет авиационную промышленность полного цикла (от разработки летательных аппаратов до их производства и технического обслуживания) должен летать на самолетах, сделанных в этой стране. И Россия тому не исключение. Конечно, в Специальном летном отряде «Россия», занимающемуся перевозкой первых лиц государства, есть разные типы самолетов, которые используются для тех или иных маршрутов, но обновление парка очередным образцом российского авиапрома всегда событие.
На ульяновском авиационном заводе «Авиастар – СП» готовится к передаче в эксплуатацию новый самолет типа Ту-204-300, предназначенный для использования в качестве спецсамолета в Президентском авиаотряде. На заводском аэродроме «Восточный» приступили к проведению летных испытаний данного борта. Мероприятия проводятся с усиленным контролем, как со стороны разработчика – конструкторского бюро «Туполев», так и со стороны Управления по делам Президента РФ. Самолет пилотирует командир отряда летчиков испытателей КБ Виктор Минашкин. Уже проведен первый тестовый полет на различных диапазонах высот от 500 до 10 000 метров. Никаких проблем в конструкции выявлено не было.
Судьба семейства самолетов Ту-204 (Ту-214) пока однозначно не определена. Этот тип самолета постоянно находится на грани снятия с производства. Недавно президент Объединенной Авиастроительной Корпорации (ОАК) Михаил Погосян заявил, что данный тип самолета нецелесообразно развивать далее и проект нужно закрыть. По его мнению сама конструкция самолета уже достаточно сильно устарела и любая модернизация будет экономически не выгодна, по сравнению с затратами на разработку нового аналогичного типа самолетов.
Но далеко не все в России согласны с мнением ОАК. Например, в той же авиакомпании «Владивосток Авиа» самолеты ежемесячно налетывают по 350 часов, что вполне приемлемая цифра для самолетов данного класса. Самолет находится в серийном производстве. Состав его оборудования и низкий уровень шума на местности позволяют эксплуатацию на территории Европейского Союза. Зачем снимать с производства тип самолета, который, собственно, сегодня и заменить нечем. На доведение до серийного состояния самолета МС-21 еще потребуется минимум 4 года, а за это время, убрав Ту-204, российский рынок наводнится зарубежными аналогами, что явно не выгодно российскому авиапрому. Возможно, такая своеобразная поддержка летательного аппарата со стороны президентского авиаотряда определенным образом заставит пересмотреть отношение к данному типу самолетов.
Испытываемый борт является укороченной модификацией базового Ту-204-100. На нем также установлены дополнительные топливные баки, которые позволили довести дальность беспосадочного перелета до 6500 км. На самолете будет установлен V.I.P. салон и различные виды спецсвязи.