Печально известная авиакомпания «Як-Сервис», самолет которой потерпел катастрофу в сентябре 2011 года, в которой погибла вся команда по хоккею «Локомотив» (Ярославль), снова пытается вернуться к летной деятельности. По итогам расследования в работе авиакомпании были выявлены жесткие нарушения организации летной деятельности, например, допуск на рейс пилота, находившегося под действием лекарств, замедляющих реакцию. Эти выводы, конечно, оспариваются, но авиакомпания «Як-Сервис» все равно была лишена сертификата эксплуатанта и прекратила летать.
Поняв, что под старым названием компании вряд ли уже удастся подняться в небо, ее учредители, похоже, организовали новую авиакомпанию, назвав ее «Эталон». В настоящее время авиакомпания «Эталон» подала заявку на получение сертификата и допуска к летной деятельности. Но, по сути, «Эталон» и «Як-Сервис» - это одно и тоже. У обеих компаний не только одни и те же учредители, у них одинаковые юридические и налоговые реквизиты. Даже первым директором Эталона стал бывший директор Як-Сервис.
Согласно законодательству, авиакомпания, которая была лишена сертификата за нарушения, не может снова самостоятельно заниматься летной деятельностью, полностью не изменив структуру, подходы в работе, т.е. не проведя «работу над ошибками». Но она может выступать в качестве агентства, например, нанимая самолеты с экипажами у авиакомпаний, имеющих лицензию. Однако, «Як-Сервис» решила не идти ни по одному из возможных путей.
В российской истории уже были прецеденты, когда авиакомпания меняла имя после громкой катастрофы. Например, авиакомпания «Сибирь» после серии громких авиа происшествий, в том числе со сбитым лайнером над Черным морем, изменила свое название на S7. Но тогда авиакомпания поменяла не просто имя, она существенно перестроилась, даже провела глобальное обновление авиапарка. «Як-Сервис» же этого не сделал.
Конечно, детально в ситуации в авиакомпании будут разбираться сертификационные органы, но практика показывает, что авиакомпания «Эталон» вряд ли получит сертификат.