Президент России Дмитрий Медведев в ходе рабочей встречи с общественным комитетом и активом «Единой России» обсудил и вопросы, касающиеся развития гражданской авиации России. Как и ранее, Президент настаивает на неукоснительном внедрении в жизнь планов по укрупнению и усилению российских авиакомпаний, занимающихся регулярными пассажирскими перевозками. Основным критерием, по мнению Президента, должно быть наличие у авиакомпании достаточных финансовых средств не только на покупку и эксплуатацию новых образцов авиационной техники, но и на обеспечение приемлемого уровня цен на авиаперевозки.
Дмитрий Медведев отметил, что государство делает свой вклад в субсидирование социально значимых маршрутов, основными из которых в федеральном масштабе сегодня являются маршруты из Калининградской области и Дальнего Востока. Но даже размер субсидий в 2,5 млрд. рублей не способен будет решать вопрос эффективно. Одной из основных причин Президент считает нерациональное построение сетки маршрутов. Ведь, практически 90% всех рейсов выполняется через Москву, что, в принципе, неправильно, и что делает стоимость авиаперевозки неоправданно дорогой. Порой, приходится пролететь расстояние в 4-5 раз длиннее через Москву или Питер, чем, если бы были прямые рейсы. Поэтому вторым важным вопросом Дмитрий Медведев выделяет развитие прямых авиасообщений между крупными региональными центрами России. На сегодняшний момент их пока не так много, речь идет о 30-40 новых рейсах. Это не так много в масштабах государства, но это существенно изменит картину в ценообразовании на авиабилеты внутри страны.
Отдельно стоит вопрос обеспечения транспортировки между мелкими населенными пунктами, находящимися в труднодоступных районах страны. Сегодня в России существует не менее 28 000 населенных пунктов, куда можно добраться только с помощью авиации. А крупные авиакомпании самостоятельно, вряд ли смогут справиться с такой задачей. Это вопрос для малой авиации, которую в России необходимо возрождать и на которую необходимо, в первую очередь, направлять субсидии. Но вопрос касается не столько денег, сколько становления самой системы. Даже если отказаться от устаревших самолетов (что и делается в настоящее время), то просто появлением новых летательных аппаратов проблемы не решить. Возможно, имеет смысл рассмотреть возможность популяризации и поддержки становления частной и малой бизнес авиации, как это сделано в той же Канаде. Но тут вопрос стоит в уровне подготовки пилотов малой авиации, отношении к соблюдению требований авиационной безопасности и наличию системы обслуживания рейсов в удаленных районах.
В любом случае, развитие малой авиации и водного транспорта для подобных регионов России станет приоритетной программой и возможным выходом из сложившейся ситуации.