Итак, авиасалон стартовал. В первый рабочий день основные новости коснулись тех событий, которые, естественно, заранее готовились участниками и произошли именно на МАКС, преследуя определенные PR цели. Но это никоим образом не делает их менее важными.
Итак, одним из наиболее значимых можно назвать подписание твердого контракта на поставку самолетов Sukhoi SuperJet-100. Российская авиакомпания «ЮТЭйр» присоединилась таки к составу эксплуатантов нового российского самолета. В 2014 году перевозчику будут переданы целых шесть новых SSJ-100, причем все – в версии с увеличенной дальностью полета (LR). Самолеты закупаются по лизинговой схеме. Третьей стороной договора (кроме «ЮТЭйр» и компании «Гражданские самолеты Сухого») выступила лизинговая компания «ВЭБ-лизинг». Именно она заплатит производителю всю сумму в размере 217 млн. долларов и предоставит самолеты для дальнейшей эксплуатации в «ЮТЭйр». На какой срок подписан договор и сколько по факту будут стоить самолеты перевозчику, ни одна из сторон пока не объявила. Обслуживание самолетов будет осуществляться непосредственно поставщиком («ГСС») на его базе в подмосковном Жуковском. Там же пройдет и обучение летного и технического персонала заказчика. Зарубежом самолет будет обслуживаться компанией SuperJet International, ведь «ЮТЭйр» намеревается летать на Суперджетах не только в Западную Сибирь, но и за пределы России.
Кроме контракта по SSJ-100LR, «ЮТЭйр» и «ВЭБ-лизинг» заключили также меморандум на поставку десяти самолетов типа MC-21-300.
Речь также идет о финансовой аренде, которая начнется ориентировочно в 2018 году с поставкой первых бортов. График передачи самолетов рассчитан вплоть до 2020 года. Таким образом, «ЮТЭйр» также присоединился к списку первых эксплуатантов еще одной российской новинки авиапрома. Ни про какие ценовые параметры, фигурирующие в соглашении, его участники не сообщили. Единственное, что стало известно, так это то, что «Иркут» (производитель МС-21) взял на себя обязательства по трехлетнему гарантийному обслуживанию. Такой срок довольно большой, хотя для нового типа летательных аппаратов подобные действия вполне объяснимы.
«ВЭБ-лизинг» в первый день успел не только оформить договорные документы с «ЮТЭйр», но и подписать аналогичное соглашение по МС-21 и с другой российской авиакомпанией – «Трансаэро». Речь тут также идет о меморандуме по возможной покупке, правда, пока только шести самолетов. Что касается срока, то первые борта будут отданы в «Трансаэро» не ранее 2020 года, а последние – еще через год. Такая разница в сроках поставки для «ЮТЭйр» и «Трансаэро» объясняется обычной очередностью. «Иркут» просто не в силах будет обеспечить изготовление всех самолетов, которые уже были заказаны ранее. Первые серийные экземпляры, как известно, предполагается передать в «Аэрофлот».
Не отстают от своих коллег и в лизинговой компании «Ильюшин-Финанс». В первый день авиасалона ИФК подписала твердый контракт на покупку двадцати самолетов SSJ-100 с их производителем – компанией ГСС. Это стало реализацией меморандума, подписанного еще на «Бурже-2013». Контракт как бы состоит из двух частей. Первая – это закупка пяти самолетов в версии SSJ-100LR. А вторая – 15 самолетов в стандартной комплектации «100». Самолеты с увеличенной дальностью полета имеют также и повышенную пассажировместимость (до 103 человек). Это будет достигнуто путем установки так называемых слим-кресел. Конечный заказчик на эту модификацию пока не определен, но он будет сообщен к 2015 году, когда будут готовы самолеты. Остальные 15 базовых бортов предназначаются для ряда заказчиков с Ближнего Востока и стран Юго-Восточной Азии, с которыми у ИФК есть уже определенные договоренности. Самолеты в версии SSJ-100 также будут переданы до конца 2015 года.
«Ильюшин-Финанс Ко.» приобрела самолеты и у «Иркута». Контракт, подписанный двумя компаниями, касается поставки 22 самолетов типа МС-21. Все самолеты должны поставляться с 2019 года, и будут предназначаться, как для российских, так и зарубежных заказчиков, имена которых пока не уточнялись. Данный контракт стал реализацией опциона на аналогичное количество МС-21, подписанного еще на прошлом МАКС в 2011 году. Таким образом, суммарный заказ от ИФК на «Самолет XXI века» исчисляется уже в 72 самолета.
«Рособоронэкспорт» также решила заключить контракт с ГСС в первый же день открытия. Аппетиты российского поставщика вооружений были поскромнее и ограничились приобретением одного борта SSJ-100 в VIP версии. Самолет будет оборудован тремя салонами: деловой, рабочий кабинет и салон для облуживания, и сможет брать на борт до 19 человек. Данная модель будет использоваться для собственных нужд компании. Срок поставки ВИП версии запланирован уже на конец 2013 года.
Среди других событий можно еще отметить договор о сотрудничестве, который подписал Московский государственный университет Гражданской Авиации и европейским Airbus. Суть сотрудничества заключается в том, что стороны будут совместно проводить подготовку специалистов инженерных специальностей. Airbus – один из ведущих мировых производителей авиационной техники, и у кого, как ни у Airbus перенимать практический опыт и новейшие технологии. Технические сотрудники европейского концерна уже подготовили программу обучения для 4-го и 5-го курса студентов МГТУ ГА, которая касается комплексной эксплуатации современных летательных аппаратов. Для Airbus такой подход довольно выгоден. Ведь именно на его технике будут учить будущих российских инженеров, а это пусть и небольшой, но все-таки дополнительный плюс в пользу продукции производителя.