Вертолетный рынок России, в последнее время, начал выходить из стагнации. И это касается не только самих авиаперевозок, но и разработки и поставки новых типов вертолетной техники. После объединения в 2006 году всех вертолетостроительных компаний страны в единый холдинг под управлением государственной компании «Оборонпром», ситуация в отрасли коренным образом изменилась. Чего стоит только реклама российских вертолетов в самых крупных газетах Великобритании с поздравлением королевской семьи в день свадьбы. Но реклама – это не самое главное, главное, что в России стали не только изготавливать вертолетную технику, но и разрабатывать новые модификации.
Разработка среднего вертолета Ка-62 является одной из самых перспективных для холдинга «Вертолеты России». Вертолет разрабатывается сразу в двух вариантах исполнения: Ка-62 – гражданский и Ка-60 – военный. Для разработчиков из КБ им. Камова вертолет станет первым, на котором была применена традиционная схема с пятью вертолетными лопастями на несущем винте и винтом направления, расположенном в фенестроне (кольцевом хвостовом обтекателе). До этого все вертолеты Камова имели соосную схему винтов. Более половины конструкции, включая винт вертолета, будет изготовлено из композиционных материалов. Полезная нагрузка Ка-62 составит 2500 кг или 15 пассажиров, при дальности и скорости полета 750 км и 290 км/час, соответственно. Данная ниша в линейке вертолетов в России пока ничем не занята. Наиболее распространенные Ка-226 не дотягивают для подобных характеристик, а Ми-8 (Ми-17) и Ка-32 значительно больше.
Вертолет планируется выпускать на заводе «Прогресс» в Арсеньево, при этом получение Сертификата типа, сразу по Российским и Европейским стандартам, намечено уже на 2015 год. Что касается двигателей, то тут ситуация неоднозначная. Планируемый ранее РД-600, будет установлен только на первых вертолетах, а последующие будут идти уже с Turbomeca Ardiden 3G, которые превосходят двигатели НПО «Сатурн» по мощности. Холдинг «Вертолеты России» уже подписал контракт на поставку 40 первых двигателей, с последующим опционом на 268 штук. Поставка первой партии запланирована на 2014 год, когда появится серийное производство вертолетов. Что касается военной модификации Ка-60, то тут, скорее всего, будут и далее применяться российские двигатели.
Большое значение в разработке имеет и комплекс бортового пилотажного оборудования. Вертолет будет иметь современную и очень популярную в самолетостроении «стеклянную кабину». На борту будет установлено два пилотажно-навигационных дисплея диагональю 12 дюймов и два мультифункциональных индикатора диагональю 8,5 дюймов с дополнительной светодиодной подсветкой. Будет вертолет оборудован и специализированной системой раннего предупреждения столкновения с землей, системой спутниковой навигации и двумя системами вертолетовождения. При этом вес данного оборудования не превысит 20 кг. Разработчиком и изготовителем всего комплекса является также российская компания «Транзас» из Санкт-Петербурга. Первые образцы комплексов уже были поставлены производителю.
Ка-62 существует пока в единственном летном экземпляре. Второй вертолет был потерян в результате авиационного происшествия в прошлом году. Но холдинг «Вертолеты России» уже в этом году намеревается подключить к программе испытаний два новых экземпляра. Данные машины уже будут существенно отличаться от существующей, и содержать все последние наработки проекта.
Проект задумывался еще в начале 90-х. Но сначала из-за нестабильной экономической ситуации, а потом из-за неустройства в вертолетной промышленности России, он был приостановлен. После образования единого вертолетного холдинга к разработке проекта опять вернулись. Сначала работа велась, в основном, за счет средств оборонного ведомства и самого разработчика, и вот недавно, Министерство промышленности и торговли заинтересовалось новой модификацией и приняло решение ускорить проект. С этой целью холдинг «Вертолеты России» в течение двух лет, начиная с этого года, получит из бюджета целевое финансирование в районе 12 млрд. рублей. Правда, эти деньги пойдут параллельно и на проект Ми-38, но хорошо уже то, что гражданская версия вертолета Ка-62 будет доведена до завершения.