Министерство транспорта России еще в начале месяца обратилось к Правительству с просьбой рассмотреть возможность введения нулевой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на авиабилеты, продаваемые на внутренние российские рейсы. Минтранс посчитал, что такая инициатива сможет существенным образом повлиять на себестоимость перевозок и избавит бюджет от лишних субсидированных выплат, которые усложняют, да и удлиняют процесс получения компенсаций перевозчиками за социально значимые маршруты. В правительстве решили переадресовать данный вопрос в профильное министерство, коим является Министерство Финансов. И вот Минфин вынес свой вердикт – «Отказать».
Конечно, ответ Министерства финансов не был так категоричен, но смысл был именно таким. Свое решение Министр Антон Силуанов аргументировал рядом факторов, с которыми, в принципе, не поспоришь. Первое, на что ссылаются финансисты, это то, что не все рейсы являются социальными. Довольно многие из них и так прибыльны. И было бы неправильно перекладывать весь груз финансовой ответственности на бюджет. Если перевозчики не хотят перераспределять прибыль, то нужно с ними работать, а компенсировать при помощи субсидирования только те рейсы, которые того требуют, как например, ряд направлений на Дальнем Востоке.
Во-вторых, подобный прецедент может вызвать недовольство со стороны представителей других видов транспортных перевозок, которые, в свою очередь, потребуют и для себя нулевую ставку НДС. И у Министерства финансов не будет аргументов, чтоб не согласиться с этим.
В-третьих, отменив НДС, Министерство финансов просто не представляет, откуда компенсировать нехватку поступлений в бюджет. Эти деньги были заложены в бюджет, и если отменить ставку на авиаперевозки, то придется увеличить налоговую нагрузку на другие отрасли, которые также довольно сильно перегружены.
Есть еще один аргумент, который, пожалуй, наиболее реально объясняет бессмысленность обнуления ставки. Министерство финансов считает, что цена на билеты формируется авиакомпанией, исходя не из себестоимости и минимальной прибыли, а из рыночной коньюктуры. Т.е. если пассажир согласен и платить 25 000 рублей за билет, то зачем авиакомпании лишать себя прибыли в 18% (текущая ставка НДС). Даже приняв нулевую ставку, авиаперевозчики не станут автоматически снижать стоимость билетов. Конечно, антимонопольная служба и прочие контролирующие органы будут отслеживать ситуацию, но, по большому счету, ничего особо с этим не сделают.
Финальное решение – за Правительством России. Но, вряд ли, после таких доводов, оно будет отличаться от мнения Министерства финансов РФ.