Неожиданное известие пришло от одного из лидеров лоукост перевозок в мире – ирландской авиакомпании Ryanair. Бюджетный перевозчик высказал свое намерение в приобретении среднемагистрального пассажирского самолета МС-21 российской разработки.
Речь идет об очень крупной сделке. Заявляемое количество приобретаемых самолетов составит от 200 до 300 единиц. Сделок, подобно этой, с одним покупателем по одному типу авиационной техники, в новейшей истории российского авиапрома еще не было. Для сравнения, проект «Самолета будущего 21-го века» считается коммерчески востребованным только за то, что за все время было заключено несколько крупных контрактов на поставку 190 самолетов суммарно. А здесь один заказчик заявляет о возможности закупки, как минимум такого же количества, а то и в полтора раза больше самолетов. Тем более, речь идет не о готовом самолете, а о разрабатываемом проекте.
Конечно, не все так просто будет и со стороны Ryanair. Заявляя подобное количество на закупку, ирландский дискаунтер будет вести речь о сверхнизких ценах. С одной стороны, объем покупки очень большой. Можно изначально организовать производство таким образом, чтобы за счет серийности и крупнооптового заказа комплектующих, сократить величину себестоимости, чуть ли не в 2 раза. Во-вторых, Ryanair является лоукостером и об этом не стоит забывать. Ирландский перевозчик претендует на мировое лидерство в сегменте бюджетных перелетов, поэтому ему необходимо накрыть сразу огромное количество маршрутов по всему миру. Для этого и нужно такое количество дешевых и однотипным самолетов, способных минимизировать затраты по эксплуатации и обслуживанию.
Период закупки намечен на 2015 – 2021 года. Скорее всего, речь будет идти о лизинговой сделке, но чья сторона выступит лизингодателем – пока не оглашается. МС-21 и корпорация «Иркут» не единственные поставщики авиатехники, с кем договаривается Ryanair. На такой заказ претендуют и американцы со своими Boeing, и китайская компания Comac с разрабатываемым сейчас аналогом C919.