Разговоры о приобретении оборонным ведомством Российской Федерации новых военно-транспортных самолетов велись давно. Россия то активно включалась в проект, заявляя, что готова приобрести у Украины целых 160 самолетов, то отказывалась от своих намерений, переключив внимание на собственный Ил-76МФ и несуществующие пока в природе Ту-330 и Ил-214. И вот несколько дней назад Украина заявила о факте продажи первого самолета Ан-70 российскому Министерству обороны.
Ан-70 в виде опытных образцов существует уже с 1994 года. Было построено несколько пробных самолетов, один из которых даже попал в авиакатастрофу, столкнувшись в испытательном полете с самолетом сопровождения Ан-74. Потом был нелегкий проект участия в разработке европейского военно-транспортного самолета, так ничем и не закончившийся для Украины. Европейцы брать Ан-70 не стали, разработав собственный А400, при этом, не совсем честно воспользовавшись многими разработками украинских и российских конструкторов. Россия, кстати также рассматривала возможность приобретения А400, но вскорости от этой идеи отказалась, вернувшись к собственным проектам.
Первые серийные самолеты только сейчас находятся в серийном производстве на киевском авиационном заводе «Авиант». Это два самолета, которые были предназначены для поставки в Министерство обороны Украины. Один из этих самолетов и был приобретен Минобороны России. Данная сделка, похоже, разрешила наконец сложную диллему выбора нового типа военно-транспортных самолетов Российской Федерации. Если бюджет начал тратить деньги, то можно с большой долей вероятности сказать, что и запланированные Государственной программой закупок вооружения на 2011-2020 годы для нужд ВВС РФ шестьдесят самолетов Ан-70 все-таки будут приобретены.
Подобная рокировка самолетами между Министерствами обороны двух стран была вынужденной. Полученные деньги необходимы заводу, чтобы продолжить выпуск самолетов далее. Данный контракт нельзя рассматривать просто как факт купли-продажи. Ан-70, как известно, совместный украинско-российский проект. Согласно договоренностей, достигнутых ранее, Россия до 2013 года должна вложить в проект порядка 85 млн долларов, а Украина чуть более 60. Возможно приобретение первого самолета, ранее предназначенного для другого оборонного ведомства, это определенный способ ускорения проекта и вливания в него необходимых финансовых средств.
Следующим важным вопросом станет проведение испытаний первых серийных самолетов и подтверждение заявленных ранее уникальных характеристик. Программа испытания уже согласована с Россией, которая примет активное участие в их проведении.