Истребитель пятого поколения, известный как перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) или просто Т-50 проходит активную программу испытаний. Сегодня в нем принимают участие уже три борта, которые так и называют Т-50-1, Т-50-2, Т-50-3. В ближайшее время к ним присоединиться еще один, четвертый летный образец, который практически готов на заводе в Комсомольске-на-Амуре.
Новый самолет, тем более такого уровня, требует проведения огромного количества проверок. Поэтому, для ускорения процесса, проведение тестовых испытаний было разделено между несколькими образцами. Так, например, в настоящее время первый из образцов – Т-50-1 – заканчивает испытательную программу на сверхманевренность и полеты на запредельных углах атаки.
Второй испытуемый образец – борт Т-50-2 – совсем недавно осуществил довольно сложную и ответственную процедуру. Это была дозаправка самолета в воздухе. Во время испытаний проверялось все: возможность подхода самолетов, стыковка, устойчивый продолжительный полет, интерференция и т.д. Всего за один вылет было выполнено девять стыковок. В качестве топливозаправщика использовался армейский Ил-78 с обычным экипажем из строевой части. За испытаниями следил Су-25УБ, управляли которым уже летчики-испытатели инженерного центра ВВС. Но все прошло штатно. Возможности дозаправки Т-50 в воздухе были проверены и утверждены на практике.
После дозаправки самолет Т-50-2 перешел к испытаниям на управляемость и устойчивость. Данные параметры проверяются совместно с прочностью конструкции, подвергая самолет предельным нагрузкам в большом диапазоне – от дозвука до сверхзвука, меняя при этом саму конфигурацию борта.
Что касается Т-50-3, то на этом самолете проводятся испытания бортового радиоэлектронного оборудования. В частности, сейчас проверяется уникальная радиолокационная система с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Эта система является одной из основных частей всей авионики самолета. БРЛС была уже испытана на точность работы в режимах «воздух – воздух» и «воздух – земля», и на первых же испытаниях показала результаты, которые до этого считались лучшими по точности работы для существующих систем бортовых радиолокационных станций.