Интересный прецедент произошел недавно в Верховном Суде Российской Федерации. Там рассматривался иск гражданина Полубелова к одной из российских авиакомпаний. Предыстория, послужившая поводом для подачи искового заявления, такова:
Осенью 2011 года пассажир приобрел авиационный билет по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Лос-Анджелес. Сам рейс состоялся почти через год осенью 2012-го. Такая схема вполне возможна. Однако, по семейным причинам, пассажир не смог сесть на рейс в Санкт-Петербурге, а прибыл только на регистрацию в Москву, чтобы использовать билет на плече до Лос-Анджелеса. Однако в аэропорту пассажир узнал, что его билет полностью аннулирован авиакомпанией, и он не может по нему лететь в США.
Юрий Полубелов обратился в Суд, с требованиям признать действия авиакомпании неправомерными. Т.е., авиакомпания не имела права аннулировать билет по обоим направлениям. Хотя в официальной информации название авиакомпании не фигурировало, похоже, что это был «Аэрофлот». Свои действия представители авиакомпании объяснили, сославшись на действующие авиационные правила, введенные Министерством транспорта еще в 2010 году. Там, действительно, говориться о том, что если пассажир не прибыл на первую регистрацию, то считается, что он отказывается от перелета по всему маршруту.
Подобная норма вызвала недопонимание со стороны пассажира. Ведь по логике вещей, если он оплатил услугу, то может ее воспользоваться в любой момент, даже отказавшись от ее какой-то части. Однако, Верховный Суд не принял требования гражданина и поддержал сторону авиакомпании, отклонив иск.
Решение Верховного Суда РФ оказалось довольно неоднозначным. Юридически решение принято правильно, но это лишь доказывает, что действующая норма авиационных правил не отвечает обычной логике вещей и должна быть изменена. В правилах считается, что перелет по нескольким плечам, указанным в одном билете, является неделимым договором на перевозку, который моментально отменяется в момент неявки на первую регистрацию. Но зачем принимать такую норму, остается загадкой.
Всем тем, кто в будущем может столкнуться с подобной ситуацией, стоит позаботиться о предварительном уведомлении авиакомпании, что принято решение изменить маршрут полета. Хотя далеко не всегда авиакомпания может пойти на сохранение билета лишь на часть маршрута. Скорее всего, билет будет предложено сдать полностью, а затем купить новый на фактический участок перелета. Правда, цена на такой билет будет существенно отличаться, ведь выкупить его придется за несколько дней, а то и часов до вылета, а это, как известно, гораздо дороже.