Авиакомпании, как и все бизнес-структуры, могут иметь разных владельцев и переходить из рук в руки, продаваясь и покупаясь. При этом каждое государство старается сохранить за собой, хотя бы контрольный пакет акций национального авиаперевозчика, обеспечивающего представление страны на мировой авиационной арене. Конечно, бывают случаи, когда внутри Европейского союза происходит вливание одной компании в другую, но и при этом контрольный пакет акций все-таки остается внутри страны происхождения авиакомпании.
Недавно, известный всем своей любовью к разоблачению государственных секретов, портал WikiLeaks невольно затронул и авиационную сферу, как минимум, двух стран – Венгрии и России. На портале была выложена переписка между американским посольством в Венгрии и Госдепартаментом США. В документах указывалось, что американцы сомневались в объективности информации, декларируемой венгерским национальным авиаперевозчиком Malev о том, что контрольный пакет акций принадлежит именно Венгрии. Проведенное расследование показало, что авиакомпания Malev на все 100% косвенно принадлежит российскому Внешэкономбанку, главой наблюдательного совета которого является Премьер министр России. По своей сути Россия (а ВЭБ – на 100% государственная российская компания) управляет венгерским национальным перевозчиком, причем это делается негласно.
Официально Внешэкономбанк владеет 49% акций Malev. Они были приобретены еще в 2009 году у одного из совладельцев авиакомпании AiRUnion. Контрольный же пакет акций из 51% принадлежит двум частным лицам с венгерским гражданством. Так что формально Malev может считаться венгерской компанией, но это формально. Американские дипломаты установили, что частные лица приобретали контрольный пакет акций у обанкротившейся компании AiRUnion за счет кредитов, которые им были выданы все тем же Внешэкономбанком. Таким образом, фактически авиакомпания Malev управляется из России. Подобную ситуацию может косвенно подтвердить и тот факт, что российский национальный авиаперевозчик «Аэрофлот», сразу после продажи контрольного пакета стал стратегическим партнером венгерской авиакомпании и выступает управляющим органом перевозчика. Причина, по которой венгерская сторона пытается скрыть подобный факт, проста. Компания может лишиться льгот и статуса «европейской авиакомпании», если ее владельцами не выступают граждане или компании из ЕС. Но даже после обнародования информации на WikiLeaks, хотя последняя не является официальным источником, ситуация вряд ли изменится. Malev по-прежнему останется европейской авиакомпанией, а принадлежать она будет России.