Процесс замены учебно-тренировочных спарок (двухместных самолетов) L-39 на более новые Як-130 в войсках начался. Но имеющийся в ВВС парк чешских самолетов достаточно большой и еще вполне работоспособный. Отказываться от него было бы не рационально. Поэтому Министерство обороны договорилось с обществом ДОСААФ о передаче части парка L-39 в эту структуру.
L-39 в ДОСААФ планируют использовать для решения сразу нескольких задач. Первая – это проведение начальной летной подготовки, в том числе и пилотов иностранных государств, не имеющих парка подобных самолетов. Например, таже Беларусь регулярно использует российские L-39 для подготовки курсантов авиационного факультета Военной академии РБ. Второе предназначение – это проведение коммерческих полетов. Благодаря тому, что самолет имеет кабину, рассчитанную на пилота и инструктора, он может быть использован просто в качестве аттракциона. На переднем кресле (кресле курсанта) может располагаться пассажир, который будет иметь прекрасный обзор, а на месте инструктора – летчик, пилотирующий самолет.
Кроме того, самые лучшие экземпляры поступят в состав пилотажной группы при ДОСААФ – «Русь». На сегодня группа нуждается в замене 10 самолетов, и именно войсковые L-39 будут идеальным решением данной проблемы.
По информации Министерства обороны, сегодня в различных структурах ВВС находится порядка 50 самолетов в хорошем летном состоянии. Кроме того, на законсервированных стоянках есть еще порядка нескольких сотен разобранных бортов или самолетов с не продленным ресурсом. ДОСААФ готов принять только летающие самолеты. Капитальный ремонт одного борта стоит порядка 500 000 – 600 000 долларов, и данная сумма для ДОСААФ недоступна. Зато 50 самолетов возьмут обязательно.
Кроме 10 самолетов для пилотажной группы «Русь», остальные 40 пойдут в шесть самых крупных аэроклубов в структуре ДОСААФ. Они будут использоваться, в основном, для проведения коммерческих полетов. В ДОСААФ еще надеются, что с появлением у них L-39, Министерство обороны пересмотрит свое решение и будет использовать структуру для поддержания практики летной деятельности у пилотов, которые уже были демобилизованы, но находятся в резерве армии. Последние два года такая практика не осуществлялась, но ее можно восстановить.
Час полета L-39 на коммерческой основе обойдется клиенту в 65 000 рублей. Деньги, конечно, не малые, но желающих полетать на боевом, пусть и учебно-тренировочном, самолете, хватает. Иногда, люди умудряются выкупать L-39 в частную собственность и летают на них. Но это не является законным и безопасным мероприятием. Гораздо проще прийти в аэроклуб, полетать, сколько необходимо, и не иметь проблем ни с проверяющими органами от авиации, ни с поддержкой и обслуживанием авиационной техники.
Что касается не летающих экземпляров L-39, то пока их судьба не решена. Они будут находиться в ВВС на хранении. В какой-то момент их, скорее всего, просто сдадут на металлолом. Может быть, очень незначительное количество будет восстановлено и продано иностранным заказчикам, если таковые появятся. России не выгодно активно заниматься реализацией L-39. Более правильно будет сосредоточить усилия и продвигать на рынок новый Як-130.