Пограничная служба при ФСБ РФ приняла решение, что ей необходимы такие средства передвижения, как экранопланы. Данный тип транспортного средства, который имеет черты, присущие кораблю, вертолету и автомобилю, хотя и довольно экзотичны, но гораздо эффективнее, чем традиционные средства передвижения, особенно в условиях бездорожья.
Для России экранопланы – не новинка. Раньше в стране выпускались аппараты с водоизмещением (принята именно классификация «водоизмещение», а не «взлетный вес» или «общая масса») от 50 до 3000 тон. В наше время производство хотят развернуть на базе бывшего судостроительного завода «Авангард» в Петрозаводске. Производство придется создавать, что называется, с чистого листа. До этого экранопланы строили в Нижнем Новгороде. Именно оттуда в Петрозаводск прибыл один недостроенный экземпляр нового типа экранопланов – «Орион - 20». Его строительство ведется еще с 2009 года. Экземпляр является опытным, на основе которого будет осуществляться отработка всех систем, которые потом пойдут в серийное производство.
Кроме Петрозаводска, производство экранопланов будет продолжено и в Нижнем Новгороде, а затем в Жуковском. Россия уже сейчас имеет контрактные обязательства на поставку шести экранопланов зарубеж, хотя сама имеет только один, выпущенный в 2011 году и находящийся на службе Управления ФСБ по Республике Карелия. Это экраноплан класса «Иволга».
Министерство обороны, хотя ранее и занималась данным вопросом, сегодня не собирается закупать экранопланы для своих нужд. Так что ключевым заказчиком в России будет Пограничная служба.