Мы уже писали о том, что Министерство экономики и развития РФ высказало опасение о слишком низкой квоте в 200 иностранных пилотов, которые можно привлечь для работы российскими авиакомпаниями. Министерство обосновывало свое заключение различными статистическими показателями, ссылаясь на нехватку собственных специалистов, в том числе, и тех молодых пилотов, которые сегодня выпускаются авиационными училищами.
В выводах минэкономразвития все сказано правильно, но требует дополнительных комментариев. Проблема России лежит не совсем в недостаточном количестве курсантов, выпускаемых училищами, а в их дальнейшей подготовке, налете и выходе на уровень КВС. Ведь если посмотреть на большинство вакансий, заявленных авиакомпаниями, то ищут исключительно командиров экипажей, т.е. летчиков с большим налетом и стажем. Редкая вакансия вторых пилотов, дублеров и стажеров заполняется практически моментально.
Молодой специалист, окончивший летное училище с минимальным налетом может месяцами, а то и годами искать себе трудоустройство или ждать, когда появится горячая вакансия. И тут речь идет не только о крупных авиакомпаниях, расположенных в центральных регионах. Вчерашние курсанты готовы поехать и на Сахалин, и на Камчатку, лишь бы начать летать и нарабатывать опыт. Но и туда попасть не так то и просто.
Причина довольно проста. Региональные авиакомпании не хотят становиться кузницей кадров для большой авиации. Взяв на работу молодого специалиста, они всяческим образом стараются удержать его в компании, в основном, подписывая долгосрочный трудовой контракт с высокими штрафными санкциями в случае его разрыва. Может это и правильно с точки зрения конкретного перевозчика, а вот с точки зрения движения кадров и общей подготовке летного персонала по стране – нет.
Что делать в такой ситуации – ответить сложно. Скорее всего, тут должна идти речь о своеобразном обязательном квотировании количества опытных пилотов и стажеров, которые ими готовятся. Теже «Аэрофлот» и «Трансаэро» просто обязаны помогать отрасли, а не отбирать себе только лучшие подготовленные кадры, оставляя проблему ввода в строй другим авиакомпаниям. Поэтому проблему нехватки кадров лучше всего решать именно в данном направлении, нежели просто увеличивая квоты на легионеров.