Сегодня проект SuperJet, в рамках которого выпускается семейство самолетов SSJ-100, управляется двумя совместными предприятиями. Первое – компания «Гражданские самолеты Сухого» - отвечает за производство самолетов и их продажу на рынке стран СНГ и Юго-Восточной Азии. Учредителями данного СП являются холдинг «Сухой» с 75% пакетом акций и компания Alenia из Италии, владеющая 25%. Вторая - SuperJet International – занимается продажами и кастомизацией самолетов для остальных зарубежных рынков. Тут главными являются итальянцы с 51% акций, а российскому холдингу принадлежит 49%.
Взаимоотношения между партнерами в проекте оставляют желать лучшего. Финансирования не хватает, и итальянцы кулуарно вели разговоры чуть ли не об отказе от проекта. Стороны пытаются найти компромиссное решение, одним из которых может стать перераспределение долей в пакете акций производителя SSJ-100. Права собственности на весь проект будут разделены поровну между Италией и Россией. Причем новое совместное предприятие должно быть зарегистрировано в третьей стране. Скорее всего, этой страной станет Великобритания. Если это произойдет, формально самолет SSJ-100 перестанет быть российским, и станет британским. Кроме того, от российской стороны будет заменен соучредитель. Вместо холдинга «Сухой» собственником акций и соуправляющей компанией выступит ОАК.
На первый взгляд подобная реструктуризация на руку итальянской стороне, которая не только увеличивает свою долю и влияние на производителя, но и «уводит» проект из России. Однако есть информация, что причиной перераспределения активов и регистрации не в России является возможность получения для проекта займа в миллиард долларов от Внешэкономбанка. То ли речь идет о снижении рисков, то ли о повышении ответственности итальянской стороны, пока непонятно. Ясно другое, на компанию с юридической регистрацией в Великобритании влияние России будет существенно ограничено. А надо ли так поступать?