Уникальный эксперимент был завершен на этой неделе в Центральном Аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Там впервые были произведены статические испытания на прочность согласно требованиям Европейского агентства по авиационной безопасности EASA. Программа испытаний была составлена по нормам, изложенным в авиационных правилах CS-25, которые используются при сертификации типов самолетов в Европейском Союзе.
Технически это был сложный эксперимент, т.к. проводился в нестандартных условиях. Для его проведения на территории лаборатории Статической и тепловой прочности создали специальную зону, управляющую системой нагружения элементов конструкции самолета. Помимо этого была создана уникальная защита фюзеляжа от взрывного разрушения.
Все эти работы проводились в рамках участия ЦАГИ в проекте Sukhoi SuperJet-100. И первым испытуемым объектом стал фюзеляж данного типа самолета. Испытания проводились на герметичной части фюзеляжа. Нагрузки, приложенные к самолету, полностью соответствовали указанным в технической документации, и в два раза превышающие среднестатистические, которые возникают в эксплуатации. Но именно способность самолета выдерживать такие завышенные нагрузки, в том числе, входит в требования сертификационного базиса (правил сертификации) Евросоюза.
Самолет Sukhoi SuperJet-100, ориентируясь на зарубежный рынок, вынужден проходить дополнительные испытания, согласно норм других стран. С этой целью, например, недавно были проведены испытания в условиях высокогорного аэродрома при повышенных температурах. Один из самолетов недавно вернулся из Мексики, где прошел не только эту процедуру, но и провел пробную эксплуатацию на местных авиалиниях.
Нельзя сказать, что нормы и требования Европейского агентства по авиационной безопасности жестче и сложнее, чем изложенные в АН-25 (авиационные правила, по которым проводят сертификацию самолетов в России в АР МАК). Но отличаются условия осуществления испытаний. Поэтому ЦАГИ и был вынужден преобразовать более привычные для России процедуры проведения и привести их к Евронормам.
Эксперимент удался. Причем, можно говорить не только о том, что Sukhoi SuperJet-100 прошел процедуру успешно. В этом сомнений ни у кого не возникало. Ведь самолет до этого уже получил сертификат типа АР МАК и подобные параметры проверялись. Положительным моментом является то, что российские специалисты и исследовательские организации осваивают европейские процедуры, что поможет продукции нашего авиапрома подтверждать сертификаты и выходить на зарубежный рынок.