В прессе появилась информация, что Министерство национальной обороны Польши объявило тендер на покупку восьми учебно-тренировочных истребителей. На сегодняшний момент основным УТБ в Польше является самолет типа TS-11 Iskra. Это польская разработка, которая стоит на вооружении еще с 1964 года. Данные реактивные самолеты создавались «под чутким контролем» еще советского авиапрома и концептуально мало чем отличаются от аналогичных летательных аппаратов, созданных в тот период в СССР. Всего на вооружении имеется 47 УТБ данного класса. Кроме TS-11, обучение проводится на 23 самолетах PZL-130 Orlik (также польская разработка) и американских F-16D. Суммарно, парк учебно-боевой авиации представлен 82 самолетами, 80% которых требуют замены.
Данный тендер является уже вторым по счету. Недавно был заявлен тендер на поставку 16 аналогичных УТС, но осенью 2011 года его
почему-то отменили. Тогда поляки были готовы заплатить до полумиллиарда долларов за обновление своей линейки учебных самолетов, но не смогли подобрать подходящий вариант. Сегодня тендер решили сократить по объему в два раза. Но это вовсе не означает, что количество тренировочных самолетов будет ограничено 8 бортами. Просто, таким образом, польское Министерство обороны хочет сократить риски при выборе наиболее подходяще модели.
Для России данный тендер имеет огромное значение. Имея готовый и довольно современный Як-130, российский авиапром может смело претендовать на «огромный кусок пирога». Общий объем закупки парка УТБ может составить от 1 до 1,4 млрд. долларов, правда, по времени это довольно долгосрочный проект.
На сегодня в тендере могут участвовать итальянские учебные самолеты М-356 от Alenia, корейские Т-50 (создаваемые совместно с США), чешские L-159 и британские Hawk-100. Все эти самолеты хорошо известны и ничем не лучше российских Як-130. Пока российская сторона никаких заявок не передавала. Финальной датой подачи является 2 апреля. Существуют некоторые опасения, что польская сторона отклонит российский проект по определенным политическим мотивами. Однако, это не должно быть причиной неподачи заявки. Хотя сегодня ВВС Польши ориентируются в основном на использование американской боевой техники, российский учебно-тренировочный самолет может вполне обеспечить требования по начальной летной подготовке. Так что участвовать смысл есть, тем более, объем заказа выглядит довольно внушительно.