Стремление Казахстана приобщится к мировому клубу самолетостроителей известно уже давно. Вполне нормальное желание страны, обладающей хорошими инженерными и производственными возможностями, а главное – финансами. Но создание авиационной промышленности – проект не быстрый и поэтапный. Поэтому Казахстан пошел по пути постепенного становления авиапромышленности, начав с выпуска более простых летательных аппаратов.
22 ноября в Казахстане был открыт завод полного цикла по производству легких самолетов сельскохозяйственного назначения. Завод приступит к выпуску самолетов двух типов: «Фермер-500» и «Фермер-2». Оба типа предназначены для химической обработки с воздуха полей. Планируемая мощность казахского завода составляет 36 самолетов в год.
Самое интересное, что разработчиком самолетов стала российская частная компания из Казани ООО «Фирма МВЕН». Эта же компания является и владельцем технологии производства самолетов из композитно-полимерных материалов, которая также была передана в Казахстан. Компания из Казани взяла на себя вопрос обучения и подготовки персонала завода. Само обучение планируется проводить в Казани, а стажировку – на месте, в Казахстане.
Стоимость создания завода составляет порядка 11,5 млн. долларов США. Основную часть этих средств выделило государство в рамках поддержки и развития агропромышленной отрасли. Основное производственное оборудование было закуплено в Македонии.
Создание завода стало только первой частью проекта. Следующим этапом является организация собственного конструкторского бюро. Помимо фермерских самолетов, на заводе планируется начать в скором времени и выпуск легкого 4-местного самолета «Сункар». Данная модель имеет дальность полета до 1500 км и предназначена для многоцелевого использования: пассажирские перевозки, мониторинг поверхности и аэрофотосъемка.
Так что, возможно, не за горами то время, когда Казахстан сможет присоединиться и к более крупным и сложным авиационным проектам, которые реализовываются российской авиационной промышленностью.