На вооружении ВВС России стоит 16 самолетов типа Су-34. Хотя самолеты были поставлены еще шесть лет назад, конструкция так и осталась сырой и недоработанной. Но большую проблему вызывают производственные дефекты, которые обнаружились в процессе эксплуатации, но так до сих пор и не были устранены. Департамент вооружения, намучившись с этими недоработками, вынужден был обратиться к Министру обороны Шойгу, написав на его имя докладную записку. Дело в том, что из-за плохого качества самолетов, ВВС теряют свою боеготовность и не позволят в необходимый момент решать поставленную задачу по боевому применению.
Основным ответственным за низкий уровень качества авиатехники называется Новосибирский авиационный завод, являющийся серийным производителем Су-34. Но слово «серийный» даже не совсем уместно в отношении Су-34. Из 16 бортов все самолеты абсолютно разные, т.е. у каждого из них имеется масса своих особенностей, отличающихся от типовой конструкции. Например, электродвигатели вспомогательных систем размещаются по разным бортам, и даже не в тех местах, которые изначально указаны в технической документации. Т.е. если привлечь авиатехника, изучавшего Су-34, но не сталкивавшегося ранее с тем или другим конкретным бортом, он просто запутается и не сможет эффективно его обслуживать.
Самые большие проблемы возникают у летчиков, и связаны они с работой прицельно-навигационной системы и радиолокаторов. Эти системы настолько ненадежны, что из-за их отказов не раз уже отменялись учебные стрельбы или бомбометания. При предполетной подготовке вроде бы самолет исправен, летчик выводит его в зону стрельб, и вдруг обнаруживается, что оборудование просто не функционирует. Приходится возвращаться ни с чем. Причиной подобных отказов является не столько программное обеспечение (хотя и оно не идеально), сколько техническое состояние элементной базы.
Летом этого года Новосибирский авиазавод уже заплатил 80 млн. рублей Министерству обороны в качестве компенсации за недопоставленную технику. Видимо, проблему с качеством и последующей поддержкой в эксплуатации придется также решать через суды.