Выпуск самолетов семейства Ту-204 / Ту-214 многие годы находился на грани закрытия. И сейчас это, похоже, произошло. По крайней мере, такие выводы можно сделать, проанализировав те правки, которые внесло Министерство промышленности и торговли РФ в Федеральную целевую программу «Развитие гражданской авиатехники России на период до 2015 года». Согласно графика данной программы в первоначальной редакции значился выпуск 27 самолетов семейства Ту-204. В новой редакции таких самолетов осталось всего два. А это, по сути, означает свертывание программы.
В пояснительной записке, которую подготовил Минпромторг вместе с обновленной редакцией, говорится, что выпуск самолетов Ту-204 стал нерентабелен, а их эксплуатация экономически неоправданна. Основной причиной также называется вступление России во Всемирную организацию торговли (ВТО). Это привело к тому, что авиакомпании получили доступ к недорогой и более качественной авиатехники западного производства на вторичном рынке. В такой ситуации Ту-204 оказался просто невостребованным. Другой причиной называется значительный рост на комплектующие, в частности, авиационные двигатели. Если подытожить, то можно сказать, что самолет Ту-204/214 снимают из-за его чрезмерной дороговизны.
Если посмотреть на потенциальных покупателей семейства, то они все косвенно подтверждают потерю интереса к данному типу российских летательных аппаратов. В компании «Ильюшин Финанс Ко» заявили, что не ищут уже заказчиков на Ту-204. В ОАК заявляют, что заложенные в программу два самолета предназначаются для Управления делами Президента РФ. Даже если будут появляться новые заказы, то все они придут только от госструктур. До 2018 года потребность тех же силовиков в самолетах подобного класса оценивается на уровне 100 машин, но ни МВД, ни Минобороны не торопятся делать заказы, надеясь «дотянуть» до выхода МС-21.
Что касается коммерческих заказчиков – авиакомпаний, то тут картина не более радостная. «Аэрофлот», в состав которого входит «Владивосток Авиа», эксплуатирующая Ту-204, не считает данный тип самолетов перспективным, и не будет его использовать для расширения парка дочерней авиакомпании. «Трансаэро» также имея у себя пять самолетов семейства, в дальнейшем будет делать ставку на SSJ-100. Разве что RedWings сможет еще купить 10 самолетов, хотя такие намерения высказывались неоднократно, но так ничем и не заканчивались.
Так что, похоже, Ту-204/Ту-214 все же уходит в историю. Во всем этом остается еще одна загадка. Если самолет так уж был не нужен, зачем велись работы по созданию модификации «СМ». Только-только закончились сертификационные испытания, получены разрешительные документы, потрачены огромные деньги, а, в итоге, самолет делать так и не будут.