36-й спецполк ВВС Польши, по сути, является аналогом спецотряда «Россия», т.е. это правительственный отряд, в состав которого входят самолеты только советского производства. После катастрофы, в которой под Смоленском погиб тогдашний Президент Квасьневский, было решено данный полк расформировать, а авиационную технику продать. Но полякам этого сделать не удалось. Самолеты так никто и не купил.
В состав отряда входит один самолет Ту-154М, выпущенный в начале 1990-х годов, и два самолета Як-40, средний возраст которых составляет около 30 лет. Все самолеты оборудованы салонами повышенной комфортабельности, т.е. по сути, являются самолетами деловой авиации. На продажу было выставлено два Як-40. Ту-154М пока до сих пор участвует в различных следственных экспериментах по разбирательству подробностей катастрофы под Смоленском.
Налет продаваемых Як-40 довольно небольшой. С 1980-го года оба борта налетали не более 8000 часов каждый. При этом стартовая стоимость для подобного типа самолетов на аукционе была заявлена довольно низкая – 750 тысяч долларов. Для самолета с салоном Luxure класса, это очень мало. Но, к сожалению, самолеты ни у кого не вызвали интереса. Даже не поступило ни одной предварительной заявки.
Подобная ситуация может быть связана с двумя причинами. Первое, это стоимость обслуживания устаревших Як-40. Вместе с самолетами предлагалось купить и комплект необходимых запчастей, в которые входил даже двигатель АИ-25. Так вот этот комплект продавался уже за 2,6 млн. долларов и состоял из 340 наименований. Второе, это психологическое недоверие к советской технике. Но поляки виноваты сами. Они так долго во всеуслышание заявляли, что советские самолеты никуда не годятся, что их, наконец-таки, услышали. Услышали и не стали покупать неплохие и гл