В ближайшее время Беларусь может получить статус страны, имеющий собственную авиационную промышленность. Это станет возможным, благодаря покупке у Чехии всего проекта производства легкого пассажирского самолета Ае 270. Интерес к этому самолету также проявили Россия и Китай, но именно Беларусь называется чешской компанией Aero Vodochody, как наиболее вероятный покупатель.
Самолет Ае 270 представляет собой восьмиместный однодвигательный пассажирский самолет, способный развивать скорость до 500 км в час и дальностью до 3 000 км. Отличительной особенностью самолета, является его способность подниматься на высоту более 9 000 м, что позволяет облетать плохие погодные условия. Хотя в России уже есть несколько проектов, разрабатывающих подобный тип самолета, но все они далеки до завершения, а Ае 270 уже серийно выпускался. России такой тип самолетов очень нужен, тем более приобретение готового решения гораздо дешевле финансирования собственных разработок. По той же причине самолет интересен и Китаю. Но похоже и Россия, и Китай поздно спохватились и предоставили свои предложения.
Проект Ае 270 был разработан чешской Aero Vodochody совместно с Aerospace Industrial Development Corporation из Тайваня. Еще в 2000 году было выпущено несколько самолетов. В последствие, Aero Vodochody была приобретена одной из крупных европейских инвестиционных компаний, и было принято решение продать полностью разработку самолета и его производство. Долгое время проект считался непродаваемым, а потом вызвал небывалый интерес сразу от трех стран. Чешская компания решила сконцентрировать все свои усилия на разработке и выпуске авиационной продукции военного назначения, но готова оказать всестороннее содействие в запуске и налаживании производства Ае 270 в Беларуси. Сделка пока официально не завершена, идет процесс обсуждения деталей контракта и ожидается одобрение сделки белорусским Правительством. Но, вряд ли ситуация изменится координально. Ориентировочная сумма контракта составляет порядка 200 млн долларов, а затраты чешско-тайваньской стороны на разработку составили порядка 115 млн долларов. Таким образом, Aero Vodochody может еще и неплохо заработать на продаже своеобразного «неликвида». Возможно, финансовая сторона вопроса и стала тем решающим фактором, который сделал Беларусь победителем. Похоже, Россия и Китай предлагали гораздо более скромные суммы.