Разговоры о появлении в России многоцелевого вертолета средней дальности нового поколения ведутся уже давно. Еще в 2003 году состоялся полет первого образца вертолета Ми-38. Данная машина, в первую очередь, разрабатывалась для замены Ми-8 и Ми-17. При этом в концепцию разработки закладывалось условие конкурентоспособности вертолета на зарубежных рынках. В первую очередь речь идет о наличии «стеклянной кабины» (кабины, оборудованной многофункциональными дисплеями, способными отображать всю необходимую полетную информацию), массовом применении композиционных материалов и электрической системы управления, вместо традиционной для российских разработок механики или гидравлики.
10 августа 2011 года поступило официальное заявление от холдинга «Вертолеты России», что серийные поставки вертолета начнутся в 2014 году. Ранее уже планировалось начать производство в 2009 году, но планы реализованы не были, и вот появился новый временной ориентир. На изготовление второго опытного образца ушло более 7 лет. Основными вопросами стали выбор тех или иных комплектующих и финансирование программы. Не секрет, что вертолетная отрасль в России не столь развита и приоритетна, как самолетостроение, но потребность в машинах подобного класса все-таки не дает проекту остановиться, и продвигает его к логическому завершению. Вертолет даже был включен в Государственную программу закупки вооружений Министерством обороны России на 2011-2020 годы. Правда, ничего конкретного ни о количестве планируемых вертолетов, ни об их конфигурации не сказано, но сам факт востребованности вертолета уже может существенно ускорить его появление в серийном производстве.
На сегодняшний день оба опытных прототипа оборудованы канадскими двигателями Пратт-н-Виттней PW127T/S. Однако уже третий прототип, который появится до конца 2011 года, будет оснащен отечественными ТВ7-117В, разработки КБ им. Климова. Устремление разработчиков вертолета КБ им. Миля применить максимально возможное количество комплектующих российского производства понятны, тем более, что климовские двигатели серии ТВ давно и успешно себя зарекомендовали на многих типах российских вертолетов, и не только вертолетов. Например, на самолете Ан-140 также применена одна из модификаций двигателя ТВ3-117. Да и взаимоотношения между КБ им. Миля и канадскими производителями двигателей сейчас достаточно сложные. По мнению российской стороны, канадцы затягивают внедрение двигателей в проекте Ми-38, требуя взамен более широкое применение двигателей PW на других типах российских вертолетов.
Пилотажно-навигационный комплекс, реализующий требования «стеклянной кабины», был успешно разработан и внедрен питерской компанией «Транзас». Подобное решение разработчики хотели бы найти и в случае с применяемым двигателем.
Серийно вертолет планируется выпускаться на Казанском вертолетном заводе. По крайней мере, первые опытные образцы изготавливаются именно в Казане. Ориентировочная стоимость вертолета в базовой конфигурации составит около 12 млн. долларов. Вертолет будет изготавливаться в нескольких гражданских и военных модификациях. Полезная нагрузка будет ориентировочно 5-6 тон, а скорость около 300 км в час. Первые опытные образцы будут представлены на предстоящей выставке МАКС-2011.