В 2001 году в Кейптауне, ЮАР было подписано соглашение, позволяющее авиакомпаниям получать дополнительные скидки при лизинге авиационной техники на международном рынке. Суть соглашений заключается в том, что крупные мировые банки, страховые и лизинговые компании готовы уменьшить размер платежей (по сути, дать скидку на лизинг), если получат государственную гарантию от правительства той страны, в которой зарегистрирована авиакомпания, претендующая на льготы. Ничего особо нового в подходах нет. По сути, государство берет на себя обязательства по долгам своей авиакомпании, только, присоединившись к Кейптаунской конвенции, которую стали именовать, как «Кейптаунская скидка», у авиакомпании нет необходимости для каждой подобной сделки оформлять соответствующие документы, получать согласие правительства. Страна, ратифицировавшая соглашение, как бы предоставляет единую государственную гарантию по своим авиакомпаниям, а банки и лизингодатели предоставляют льготы.
Размер «Кейптаунской скидки» довольно значителен. Многое, конечно, зависит от типа воздушного судна, его состояния и условий начальной оплаты, но в среднем речь может идти о скидке в 10%. А это очень немало. Например, при покупке одного из наиболее часто востребованных самолетов типа Boeing 737-800 на условиях лизинга, который имеет изначальную стоимость в 80 млн. долларов, а период лизинга до 12 лет, экономия составляет от 0,6 до 1,1 млн. долларов.
Российская Федерация присоединилась к Кейптаунской конвенции в начале осени прошлого года. Но пока внутреннее законодательство не было приведено в соответствие с требуемыми конвенцией формулировками. Фактически, российские авиаперевозчики не могут до сих пор воспользоваться скидками при покупке. Причем, изменения требуются формальные. В тексте Федерального закона о присоединении к Конвенции необходимо изменить формулировку с «международные гарантии», на «обеспечительные гарантии».
Чтобы ускорить процесс, Ассоциация эксплуатантов Воздушного транспорта (АЭВТ) РФ была вынуждена обратиться в профильный комитет Государственной Думы, занимающийся вопросами транспорта. В случае своевременной реакции законодательного органа изменения могут пройти в течение трех, четырех месяцев и к концу 2012 года российские авиакомпании смогут рассчитывать на дополнительные скидке по Кейптаунской конвенции. А это выгодно и государству. Так, за прошлый 2011 год Россия приобрела на условиях лизинга порядка 120 самолетов зарубежного производства. Если предположить, что такой же объем будет закуплен в этом году, то в внутри страны останется, по меньшей мере, 100 млн. долларов за счет скидок. Так что Госдуме имеет смысл поторопиться с решением.