На прошлой неделе состоялось подписание контракта на поставку трех военно-транспортных самолетов Ил-76 для китайского заказчика. Данный тип самолетов всегда вызывал у Китая повышенный интерес. Желание иметь в своем распоряжении подобный транспортный самолет усилилось после того, как после нескольких природных катаклизмов китайцы еще раз убедились в хороших возможностях самолета, которые были продемонстрированы представителями МЧС России в ходе проведения спасательной операции и доставки гуманитарных грузов пострадавшим.
Дело в том, что между Россией и Китаем уже заключен крупномасштабный договор на поставку новой модификации Ил-76МД в количестве 34 самолетов и четырех самолетов – топливозаправщиков Ил-78. Этот контракт оценивается в полтора миллиарда долларов. Но Россия не может выполнить свои обязательства в срок. Причиной является то, что самолеты Ил-76 изготавливаются только на авиационном заводе в Ташкенте, который не является субъектом российского авиапрома. Сначала узбекская сторона заявляла о своей готовности произвести необходимое количество, а затем заявила о неготовности и необходимости сдвинуть срок.
Самый ближайший срок готовности – это 2014 год. Но Китай не устраивает так долго ждать. Еще в начале года представители Поднебесной говорили о желании подписать дополнительное соглашение, в котором более жестко оговорить новые сроки и условия поставки. Но дополнительное соглашение подписано не было. Вместо этого китайская сторона изъявила желание приобрести хотя бы не новые, а подержанные самолеты, стоящие на вооружении в военно-транспортных подразделениях ВВС России. Именно на поставку таких трех самолетов и был заключен договор. Стоимость подержанных Ил-76 не разглашается. Кроме поставки трех первых самолетов, Россия предложила еще несколько бортов из строевых частей, которые также будут приобретены Китаем.