Канадский разработчик и производитель – компания Bombardier – рассматривает возможность развертывания производства самолетов типа Bombardier Q400 в России. Именно с этой целью было проведено совещание с представителями Министерства промышленности и торговли РФ и компании «Авиакор». Как известно, самарский завод является серийным производителем в России самолетов Ан-140, являющихся аналогами Q400. Поэтому канадцы вполне уверены, что «Авиакор» сможет справиться и с выпуском Bombardier Q400.
Проект локализации не ограничивается так называемой «отверточной» сборкой, как обычно бывает при переносе производства. Российская сторона рассматривается в качестве одного из субподрядчиков, который будет производить элементы крыла, предназначенные для всей линейки канадских самолетов. Такого в Bombardier еще не делали. У компании есть сборочные заводы в Мексике и Китае, но их основное предназначение – сделать самолет «местным» на данных рынках, а вот сотрудничество с Россией можно смело назвать полноценной производственной кооперацией.
Подобный проект вызывает неоднозначную реакцию в авиационных кругах России. С одной стороны, понятно, что сборка самолета внутри страны существенно снизит его стоимость для российских эксплуатантов. Но, с другой, возникает реальная проблема потерять собственный рынок для российских моделей. Что, например, будет с той же программой выпуска Ан-140, осуществляемой на Авиакоре сегодня?
Неужели оба производства смогут безболезненно сосуществовать, не проявляя никакой внутренней конкуренции? Вряд ли. Хотя Ан-140 считается самолетом украинской разработки, львиная доля его комплектующих изготавливается российскими заводами. В случае с Bombardier все это будет завозиться из других стран. Таким образом, российский авиапром попадает в невыгодное положение.
Хотя проект обсуждается на довольно высоком уровне, официального предложения о переносе производства от Bombardier пока не было. И это понятно. Как бы ни был потенциально выгоден внутренний российский рынок, компания будет вынуждена вложить достаточно крупные финансовые средства и передать определенные технологии. А это тоже риски. Так что проект пока остается открытым.