Не для кого ни секрет, что для тех авиакомпаний, которые стали первыми эксплуатировать новый российский самолет SSJ-100, данный процесс был и остается пока экономически убыточным. Это связано, в первую очередь, с «сыростью» модели и необходимости тех или иных доработок. Нельзя подобную ситуацию назвать исключительной. Наоборот, она вполне характерна при вводе в эксплуатацию новых типов авиационной техники, но авиакомпаниям от этого все равно не легче.
Чтобы поддержать и российский авиаперевозчиков, и сам проект «Sukhoi SuperJet», российское правительство хочет пойти на довольно радикальные меры, обеспечив компенсацию подобных потерь. Подобное предложение прозвучало из уст Заместителя министра по экономическому развитию Андрея Клепача. Это было сделано в ходе прохождения Съезда авиапроизводителей Российской Федерации, который недавно завершил свою работу.
Суммарно речь идет о дополнительном объеме финансирования в размере около миллиарда рублей ежегодно. Что касается источников финансирования, то они пока не определены. Дело в том, что в федеральном бюджете подобные статьи затрат заложены не были, но ждать до следующего года уже нельзя. Деньги нужно искать сегодня, и это будет сделано при помощи перераспределения затрат в рамках уже принятых статьей расходов. Более точные цифры и условия финансирования будут определяться комиссией, в которую войдут представители Министерства промышленности и торговли, Министерства экономического развития, Объединенная авиастроительная корпорация и компания “Ильюшин Финанс Ко.».
Львиная доля компенсаций, по крайней мере, на ближайший период, будет предоставлена Аэрофлоту. Именно эта авиакомпания является самым большим эксплуатантом SSJ-100, и была одной из первых, кто начал покупать данный тип воздушных судов. Еще один эксплуатант, правда, не российская, а армянская авиакомпания «ArmAvia», к сожалению, вообще вернула самолеты. Однако, это не помогло перевозчику, и он признал себя банкротом, назвав одной из причин финансовые потери из-за эксплуатации первого SSJ-100.
Примечательно, что еще в октябре 2012 года Заместитель министра транспорта Валерий Окулов вообще отрицал всякую возможность компенсации потерь авиакомпании со стороны государства. Он говорил, что проект SSJ-100 реализовывался на коммерческих условиях, на авиакомпании никто не давил, и они принимали решение покупать или нет данные самолеты самостоятельно. Теперь же позиция исполнительной власти меняется, что называется, на глазах. В любом случае, подобный опыт будет весьма полезен, и его стоит учесть при выводе на рынок еще одной новинки российского авиапрома – самолета МС-21.