Министерство транспорта РФ, наконец-таки, разработало финальную версию Правил предоставления допусков авиакомпаниям для выполнения международных рейсов. Документ уже согласовали в Федеральной антимонопольной службе и Министерстве по экономическому развитию.
Причиной появления обновленных правил стала череда скандалов, вызванная несправедливыми решениями Росавиации при распределении допусков на международных воздушных линиях (МВЛ), которая произошла в течение 2011-2012-х годов. Сегодня допуск авиакомпаний осуществляется комиссией, состоящей из представителей нескольких министерств и ФАС, но в будущем будет создана отдельная независимая организация, которая будет находиться под контролем Министерства транспорта.
При распределении допусков за основу будут взяты три группы критериев. Первая группа – это наличие у претендентов сертификатов, выданных IATA, а также успешное прохождение аудита по безопасности полетов в рамках стандартов IOSA. Кроме того, будет учитываться статистика по предыдущей частоте выполнения международных полетов. Особую роль отводят критерию отсутствия задержек вылета более чем на два часа. Вторая группа – это отсутствие аффилирования (юридической принадлежности) к компаниям или группам компаний, которые уже выполняют рейсы на данном направлении и монополизация маршрута. Сюда же входит анализ текущей сетки расписания, наличие стыковочных рейсов и прочие условия обеспечения транзита или доставки пассажиров до пункта назначения. Третья группа – это парк авиационной техники, на котором будут выполняться перевозки. В первую очередь, приоритет будет отдаваться тем авиаперевозчикам, которые используют современные типы российской авиационной техники. На сегодняшний момент список включает три типа самолетов – SSJ-100, Ан-148 и Ту-204/214, но он будет расширяться по мере появления новых проектов, в частности, МС-21.
Многие авиакомпании уже высказали мнение, что данные правила, не вполне отвечают действительности. Они практически сводят на нет шансы небольших авиакомпаний получить допуски на выгодные направления. Зато для авиакомпаний так называемого первого эшелона появилась прекрасная возможность вполне законным путем получать назначения на тех маршрутах, где ранее была нерушимая монополия национального перевозчика. Ради такой возможности эти же авиакомпании будут готовы закупать российские самолеты, чтобы удовлетворить требования Правил. Мелкие авиаперевозчики будут вынуждены уйти с рынка МВЛ или обслуживать наименее прибыльные маршруты, что, в принципе, вполне нормально с точки зрения современных рыночных реалий.