Министерство Финансов РФ направило Президенту Путину ряд предложений, связанных с оптимизацией расходования государственного бюджета. Одним из этих предложений было перераспределение на российские авиакомпании большей части затрат за обучение летного персонала. Таким образом Минфин собирается не только экономить на затратах, но и повысить количество ежегодно подготавливаемых сотрудников авиационного профиля.
Сегодня в России наблюдается острая нехватка квалифицированных летных кадров. Проблему пытаются решить, даже разрешив привлекать пилотов «легионеров» из других стран. Но основной способ – это резко увеличить количество курсантов различных летных училищ и профильных учебных заведений. Платить за это, по мнению Министерства финансов, должны те, кому эти специалисты нужны, т.е. авиаперевозчики.
Средняя зарплата российского пилота составляет от 5 000 до 10 000 долларов. Стоимость курса подготовки составляет от 100 000 до 150 000 долларов. Таким образом, авиакомпании могут организовать определенную программу, согласно которой сами сотрудники смогут компенсировать со временем затраты на свое обучение, возвращая часть от заработной платы, которая вполне позволяет это сделать.
Государство полностью не откажется от финансирования обучения, однако до 70% можно переложить на плечи авиакомпаний и самих курсантов. Так, по крайней мере, считают российские чиновники. В 2014 году ожидается набор порядка 1000 курсантов. Это почти в два раза больше, чем два года назад. Бюджет такую нагрузку не потянет, а вот для авиакомпаний суммы не столь значительны.
Сами авиакомпании не в восторге от возможных нововведений, но говорят, что готовы платить. Проблему видят в другом, а именно в качестве самой подготовки, ее затянутости и неоправданной стоимости. Если уж обучение ставится на сугубо коммерческую основу, необходимо открыть данный рынок и для частных авиашкол, а не ограничивать выбор лишь государственными летными училищами. При таком подходе все возможно.