Самолетом в полете, да и на земле, управляет не только летный экипаж. С земли за каждым рейсом ведется внимательное наблюдение и управление службой воздушных авиадиспетчеров. Небо давно уже является трассой с напряженным движением и без ежесекундного управления этим движением, уже не обойтись. Авиационные диспетчеры несут большую ответственность за безопасность всего участка, будь то воздушная зона или аэропорт. К уровню подготовки диспетчеров оказывается не меньшее внимание, чем к уровню подготовки летного или технического персонала авиационной техники.
Все помнят ситуацию, когда 9 лет назад по вине авиационного диспетчера произошло одно из самых крупных столкновений в воздухе двух самолетов. Тогда ошибка швейцарского диспетчера стоила жизни пассажирам и экипажам российского Ту-154М и американского Boeing-757.
Во избежание подобных ситуаций все государственные и региональные центры по организации воздушного движения (ОрВД) проводят постоянные мероприятия, направленные на поддержание и повышение уровня своих диспетчеров.
Кроме этого, Россия активно готовится к внедрению новой системы RVSM. Данная система предполагает уменьшение высоты вертикального эшелона (коридора), в котором летит самолет. Подобное нововведение требует значительной модернизации навигационного оборудования, как Центров ОрВД, так и аэропортов. К диспетчерам также уже предъявляются повышенные требования. В рамках реализации программы подготовки к системе RVSM запланировано переоборудовать 17 региональных центров ОрВД России, установив в каждом и тренажеры для подготовки диспетчеров.
15-м в списке стал недавно новосибирский центр ОрВД, который в аэропорту Толмачево установил комплексный диспетчерский тренажер «Эксперт». Данный тренажер был специально разработан российской компанией «НИТА», специализирующейся на разработке и создании различных аэронавигационных систем и комплексов. Тренажер укомплектован модулем КДП (командно-диспетчерского пульта) «Вышка». Данный модуль представляет собой два рабочих места, с пультом управления и экраном, угол обзора которого составляет не менее 240 градусов. Подобное оборудование позволяет осуществлять подготовку в условиях максимально приближенным к работе на реальной аэродромной диспетчерской вышке. Помимо модуля «Вышка», тренажер позволяет имитировать различные ситуации, отображая визуально любые режимы полета с помощью генератора упражнений, будь то попадание в двигатель птиц, выкатывание самолета на ВПП, пожар в двигателе и прочие.
Кроме подготовки своих диспетчеров, тем более после постройки новой вышки КДП в аэропорту Толмачево, Новосибирский центр ОрВД будет готовить диспетчеров и для других регионов.