Необходимость реанимирования производства самого крупного серийного транспортного самолета в мире Ан-124 «Руслан» понятна всем. И здесь нет никакой ошибки в присвоении «Руслану» такого громкого статуса. Со своими 150 тонами полезного груза он уступает только Ан-225 «Мрия», но «Мрия» существует в единственном экземпляре и второй такой уже не будет. А «Русланы» еще можно и нужно вернуть к регулярному выпуску.
Ан-124-100 стал одной из «крайних» разработок советской авиационной промышленности. Уже более 10 лет производство самолетов заморожено. За все время было выпущено всего 56 самолетов данного типа, из которых 80% находятся в эксплуатации в ВВС и авиакомпаниях Российской Федерации. Основными заинтересованными лицами в появлении новых самолетов являются в первую очередь Министерство обороны России и грузовая авиакомпания «Волга-Днепр». Министерство обороны даже всерьез задумалось о варианте конфискации у авиакомпаний ранее розданных им самолетов. Но такая мера все равно не решит проблему. Самолетов нужно гораздо больше, чем их есть в природе.
Проблема возобновления производства с одной стороны упирается в создание глобальной российско-украинской программы, которая должна будет объединить в единую производственную цепочку сотни предприятий не только России и Украины, но и других стран СНГ. Ведь разработанный в Союзе «Руслан», изначально проектировался, учитывая весь производственный потенциал страны, а не какой-то отдельно взятой республики или региона. Части предприятий уже просто нет, другая является частной собственностью и для привлечения их к программе, нужно, как минимум, предоставить выгодные коммерческие условия. Да и политические разногласия могут существенно повлиять на успешность проекта. В первую очередь, это касается взаимоотношений России с Украиной. Будучи страной, в которой находится конструкторское бюро, разработавшее самолет, и КБ и производитель уникальных двигателей Д-18, применяемых на Ан-124 и не имеющих аналогов в мире, Украина имеет огромное влияние на судьбу самолета. Россияне, со своей стороны, являясь наиболее заинтересованными в появлении самолета и готовые вкладывать деньги в его производство, опасаются за стабильность развития проекта. Прежде всего, Россию тревожит частая смена вектора Украины по отношению к вхождению в НАТО. Вопрос возобновления производства Ан-124 приобрел уже и определенный политический аспект.
Не стоит снимать со щитов и финансовый вопрос, а точнее принципы разделения прибыли между участниками проекта. Россия не раз уже высказывала несогласие в выплате роялти компаниям Украины за использования украинских разработок. Это касается производства по лицензии и двигателей, и модернизации самолетов. Так, за проведение модернизации российских «Русланов» на российском авиазаводе в Ульяновске, приходится выплачивать комиссионные в размере 10 млн долларов за каждый самолет. Россия же хотела бы сделать проект совместным и уйти от оплаты понятия роялти, заменив определенными принципами разделения прибыли.
Точно неизвестно, какие из упомянутых причин оказывают отрицательное влияние на развитие проекта возобновления производства, но то, что запуск проекта на прошлой неделе был передвинут с 2014 года на 2016 – уже является фактом. Похоже, двум странам нужно окончательно определиться на самом высшем уровне, нужен ли им самый крупный транспортный самолет в мире, или мы готовы дождаться пока нечто подобное появится на Западе и будет продаваться в России и Украине. Пока по официальным заявлениям того же Airbus, создание подобного самолета им не под силу. Но это только пока. И у нас есть время договориться и начать свой проект.