Про намерение Правительства Российской Федерации отметить таможенные ввозные пошлины на региональные воздушные суда пассажиро вместительностью до 70 человек было сказано еще в конце прошлого года. Тогда, практически сразу после сентябрьской катастрофы с Як-42 в Ярославле, и Президент Медведев, и другие государственные структуры очень активно поднимали вопрос обновления парка и вывода устаревших советских самолетов. Но, как это обычно бывает, обещания ограничить эксплуатацию Ан-24 и Ту-134, было реализовано, а вот легализация отмены пошлин – нет.
Уже не только небольшие региональные авиаперевозчики, но и такие крупные, как «ЮТЭйр», «Нордавиа», «Таймыр», «Якутия» и другие сталкиваются с проблемой нехватки воздушного парка и не могут начать закупку импортной авиатехники, как это было обещано. В связи с этим, Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), которая является некоммерческой организацией, представляющей интересы основного количества авиаперевозчиков России, 21 февраля направила в Правительство РФ письмо – обращение. В нем говориться в деталях о сложившейся ситуации, и содержится просьба ускорить процесс отмены пошлин.
Как известно, сегодня ввозная пошлина на суда импортного производства составляет 20%. При этом импортирующая сторона (т.е. российская авиакомпания) обязана еще уплатить ставку НДС. Таким образом, стартовая цена самолета при переходе границы дорожает сразу на 41%, что делает, в принципе, закупку импортных самолетов не рентабельной. Хотя государство и ввело частичную дотацию лизинговых платежей на импортную авиатехнику, ее размер не позволяет даже нивелировать затраты, которые несут авиакомпании при растаможивании самолетов.
Ситуация осложняется и тем, что Национальный таможенный кодекс после вступления России в Таможенный Союз с Беларусью и Казахстаном, утратил силу. Необходимо изменять и согласовывать кодекс между тремя странами, а это, как минимум, потребует больше времени. Хотя, и Казахстан, и Беларусь, вряд ли будут против подобной инициативы. Ни в одной, ни в другой стране нет собственной авиационной промышленности, способной обеспечить поставки подобной техники, и обе страны сталкиваются, как и Россия, с аналогичными проблемами. Возможно, обращение АЭВТ снова активирует вопрос и ускорит процесс отмены пошлин.