Печальные события под Петрозаводском послужили катализатором для принятия решения по прекращению использования целой плеяды самолетов Советского производства. Не секрет, что это - основной флот региональной (а регионы у нас в России порой побольше целых стран) авиации, в состав которого входят Туполев-134, Антонов-24 и Яковлев-40.
Так ли рационально и категорично на сегодняшний день такое решение?
Вкратце факты: 24 июня сего года Министерство транспорта РФ выдало распоряжение с начала 2012 года запретить эксплуатацию самолетов, не оборудованных т.н. системами раннего предупреждения приближения земли и РЕКОМЕНДОВАЛО соответствующим Министерствам и Конструкторским бюро не проводить работы по увеличению ресурса и продлению сертификатов летной годности для самолетов данного типа.
Вроде бы и нет категоричного запрета на моментальную остановку всего парка, но фактически такие решения с начала 2012 года (плюс несколько месяцев) все же отправят на заслуженный отдых старожил Российской авиации. А на сегодняшний день это: порядка ста самолетов Ту-134, ста самолетов АН-24 (плюс около 60 самолетов в грузовой версии АН-26) и около восьмидесяти Як-40. Все эти самолеты ввиду значительного срока эксплуатации вынуждены проходить процедуру продления сроков эксплуатации каждый год, и даже, если самолет получил сертификат летной годности в июне, в лучшем случае он сможет эксплуатироваться только до лета следующего года и то при условии, что на борту имеется необходимый СРППЗ. Большинство же самолетов данным комплексом не оборудовано. Даже если перевозчики смогут найти необходимые суммы на переоборудование (примерно 700 000 рублей на каждый борт), то они не смогут найти такое количество готовых комплексов, производители их просто не успеют изготовить в оставшееся время. Да и смысла особого то нет; переоборудовать самолет и пролетать несколько месяцев пока не закончится ресурс - никто не станет.
Что же делать в такой ситуации? Наверно обновлять парк. Хорошее решение, правильное, без сарказма, но за какие деньги и какими самолетами.
Экономическую составляющую вопроса рассматривать много не будем, в условиях рынка естественно должны работать те, у кого есть средства для развития и обеспечения нормальных условий работы персонала и перевозки пассажиров и грузов. Да и программа по аналогии с заменой старых автомобилей на новые (если помните была такая - сдал старую машину, доплатил и получи новую) тоже наверное появится; ведь авиационные перевозки в России не просто коммерческая деятельность, а и острая социальная необходимость. Но на какие все же самолеты сможет завтра перейти Российская региональная авиация? И где взять сразу 300 - 350 самолетов?
Наиболее вероятными претендентами могут стать Superjet 100 и АН-148, возможно даже возрождение программы Ту-334, да и программа с АН-158 вроде бы существует. АН-140 может прийти на замену своего состарившегося брата, даже вариант с Ил-114 должен быть рассмотрен. Но, как и в случае с СРППЗ, готовых самолетов данных типов пока очень мало, а производители не смогут в такие кратчайшие сроки наладить крупносерийный выпуск необходимого количества.
Про зарубежные аналоги лучше не упоминать. Далеко не все западные самолеты смогут справиться с непростыми условиями эксплуатации в России, а даже если и смогут, то являясь авиационной державой было бы не правильно так масштабно переходить на продукцию чужого Авиапрома.
Как оно будет - посмотрим. Рубить с плеча всё таки никто не будет. Парк требует обновления, авиационная промышленность должна развиваться, но все это необходимо делать в комплексе и последовательно.
А "рабочим лошадкам" Российской авиации низкий поклон и благодарность за их честную и нужную работу.