Гражданская авиация может быть отнесена к сфере услуг. Доходы от этого рода деятельности больше всего зависят от благосостояния населения страны, в которой эти услуги предоставляются. Как в любом бизнесе, авиакомпании рождаются и умирают, объединяются и раскалываются в зависимости от конъюнктуры рынка.
Как правило, в периоды кризиса чаще всего мелкие компании объединяются с целью минимизации расходов и увеличения прибыли. То же самое происходит и на мировом рынке авиаперевозок.
На западе, как в европейских странах, так и на межконтинентальном уровне (Европа и США) такие слияния и образования альянсов сегодня нормальное явление. При этом старые известные всем компании объединяясь, становятся крупнейшими авиаперевозчиками и легко поглощают более мелкие местные авиакомпании других стран. По сути, это завоевание рынка в других странах путем легальной конкуренции - местным авиаперевозчикам ничего не остается, как влиться в состав авиаальянса. Особенно это актуально в связи с мировым кризисом.
Поглощение авиаальянсами российским авиакомпаниям пока не грозит, в силу того, что наш рынок закрыт для иностранного авиабизнеса. Регулярные рейсы иностранных авиакомпаний из любой страны мира в Россию осуществляются постоянно, однако даже представить сегодня не возможно, чтобы эти компании перевозили пассажиров, например, из Самары в Тюмень. И тем более, невозможно представить, что они могли бы купить российскую авиакомпанию. Столь же нереально выглядит и вероятность покупки Россией каких-либо иностранных авиакомпаний.
С распадом СССР распалась и советская гражданская авиация. Она разделилась не только границами бывших союзных республик, но и в самой России на сегодня насчитывается 170 авиакомпаний. Из них лидирующие по объемам перевозок всего 4 "Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь", "ЮТэйр". Еще около 10 компаний перевозят порядка миллиона пассажиров в год. Из 170 компаний всего по 35 публикуется какая-либо статистика. Все остальные имеют несколько самолетов, которые практически не летают. А вот самолеты России были всегда востребованы и практически не простаивают.
Что же ждет в ближайшем будущем российскую гражданскую авиацию? Надо полагать, что открытость России для иностранных авиаперевозчиков не предвидится. В связи с этим, вероятно лидирующие 4 компании начнут поглощать следующие за ними по рейтингу компании. Совсем мелкие, стоящие вне статистических данных компании либо просто исчезнут, либо станут объединяться в местные авиалинии, которые в дальнейшем вероятнее всего вольются в крупные компании.