В России, как и в других странах бывшего Союза, проблема нехватки летного состава стоит остро уже давно. Чтобы подготовить качественного пилота нужно как минимум время и деньги. Стоимость обучения напрямую связана как с оснащением материально-технической базы обучения, так и с количеством учебно-тренировочных полетов. Причем учебный налет является самой затратной и самой важной частью обучения. Как же решать данную проблему?
Министерство транспорта России на днях заявило о запуске специальной Программы, цель которой будет удовлетворить потребности авиационных предприятий страны в летном персонале. Согласно программы к 2014 году планируется осуществить мероприятия, которые обеспечат появление порядка 500-600 высококвалифицированных пилотов для нужд гражданской авиации. Основным нововведением станет увеличение количества летных часов со 150 до 280. При этом порядка 80 часов летной подготовки будет проведено именно на реальных самолетах, а остальные - на тренажерах и флайт симуляторах. Стоимость полного курса, согласно данной программы, на одного человека составит до 100 000 долларов. Цифры не однозначны. Например, в США и Европе за данную сумму можно пройти обучение, включающее не менее 200 летных часов, а в России - порядка 80. Хотя, с другой стороны, это лучше, чем 30 - 40 часов, как было ранее.
Оплата обучения предполагается из бюджета авиакомпаний, для которых будет готовиться летный персонал. В последствие стоимость обучения будет компенсироваться непосредственно из заработной платы пилотов, которые после обучения согласно условий контракта должны будут отработать определенное время в авиакомпании. Мера, на первый взгляд, не популярная. Но рынок есть рынок. Профессия пилота имеет спрос среди молодежи; по данным "Аэрофлота" поступило уже порядка шести сотен заявлений на прохождение обучения в учебном центре компании. Возможно размер компенсации будет составлять не полностью 100% потраченной на обучение суммы, но это уже будет вопросом договоренности между персоналом и авиакомпанией.
Программа предусматривает подготовку на новых типах авиационной техники, которая в скором времени придет на замену устаревшим бортам. Это потребует появления специализированного летного методологического центра, который обеспечит разработку и предоставление всех программ обучения. Коснутся нововведения и летных авиаучилищ, которые будут также переориентироваться на новую программу и типы авиационной техники.
Главное чтобы на Программу нашлось необходимое финансирование, а будущие пилоты не подведут.