Сегодня в России большое внимание уделяется вопросу развития местных воздушных линий (МВЛ). Правительства регионов, да и федеральные власти готовы вкладывать деньги, авиакомпании разрабатывают новые маршруты, но вот только вопрос выбора базовой модели самолета остается до сих пор открытым. Каким он может быть будущий самолет МВЛ России, мы и попробуем разобраться в данной статье.
Выбор, конечно же, есть. Но, как известно, чем больше ассортимент, тем сложнее принимать решение, и самолеты для МВЛ тут не стали исключением. Наибольшие шансы имеет на сегодня восстановленный вариант легендарного Ан-2. Точнее, его новая модификация, которых по факту вообще уже две. Первая – вариант от генерального разработчика АНТК им.Антонова самолет Ан-2-100 с новыми двигателями МС-14 от украинской компании «Мотор Сич». Казалось бы, все логично. Разработчик создал и предложил рынку новую модификацию, но ее не спешат принимать в России. Вместо этого, российская СибНИА разрабатывает собственную версию на базе «кукурузника», оснащая его двигателями TPE331-12UAN от американской компании Honeywell, и получившую маркировку Ан-2МС. Причина такого решения – нежелание быть привязанным к зарубежному разработчику и производителю, платить роялти и прочие дополнительные затраты при импорте авиатехники.
Правда, другие претенденты так же не являются российскими разработками. На второе место можно поставить чешский самолет L 410UVP-E20. Самолет уже стал поставляться в Россию, неплохо зарекомендовал себя в нескольких регионах Севера и Дальнего Востока, но цена вопроса остается довольно высокой. К тому же разработчик и производитель Let Kunovice хотя и принадлежит российской «Уральской горно-металлургической компании», все равно является чешской компанией со всеми проблемами, как и в случае с украинским КБ «Антонов». Правда, УГМК обещает наладить выпуск L-ок в России, тогда шансы у модификации явно возрастут.
Далее можно выделить еще один чешский проект - Evector EV-55 Outback. Это уже новый самолет, а не глубокая модернизация «классики». По характеристикам может успешно конкурировать, а иногда и значительно преобладать над своими «старшими» братьями. Однако, модель пока не обкатана, и как поведет себя на практике, точно неизвестно. В любом случае, самолет уже закуплен красноярской авиакомпанией и ожидает поставок в следующем году. Кроме того, чехи собираются наладить отверточную сборку модели в России.
Из представителей дальнего (очень дальнего) зарубежья наибольшие шансы имеют две модели – американская Cessna Grand Caravan и канадская DHC-6 Twin Otter. Сегодня их производители также озадачились вопросами модернизации. Та же «Цессна» внедряет новейший двигатель РТ6А-140, который его разработчик - Pratt & Whitney – поспешил сертифицировать и в России. Значит американцы серьезно нацелены на наш внутренний рынок. «Двойной бобер» (DHC-6 Twin Otter) хотя и был передан в производство Viking Air, все же разрабатывался компанией de Havilland Canada специально для эксплуатации на Севере Канады, а значит как нельзя лучше подойдет и для условий России.
Из сугубо российских моделей можно выделить разве что смоленско-самарский самолет «Рысачок», который сегодня проходит сертификационные испытания. Но в проекте не все хорошо с деньгами, и если не будет крупного заказа, то модель может так и не пойти в серию. Хотя Министерство промышленности и торговли обещало НКФ «Техноавиа» к 2015 году запустить производство «Рысачка», но «Техноавиа» не ОАК и даже не государственное КБ, так что пока все только на бумаге.
В любом случае выбор у России есть, и выбор довольно неплохой. Остается надеяться, что эксплуатанты сделают его правильно и рационально.