Центральный аэропорт Владивостока «Кневичи» скоро станет одним из самый современных и крупных в России. Сейчас в нем ведутся масштабные работы по реконструкции и обновлению. Аэропорт готовится к приему саммита по Азиатско-Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (АТЭС), который пройдет во Владивостоке осенью 2012 года.
На реконструкцию только второй взлетно-посадочной полосы выделено более 300 млн. рублей. Работы планируется завершить до конца этого года. Основная полоса уже сдана в эксплуатацию. Ее длина была увеличена на километр и составила 3500 м, что позволяет уже принимать все типы воздушных судов, включая Boeing 747, а, в последствие, и Airbus A380. Компания «Трансаэро» смогла даже открыть прямой рейс Москва – Владивосток именно на Boeing 747-400.
Параллельно с реконструкцией полосы идет и возведение нового пассажирского терминала. Комплекс будет иметь площадь почти 50 тысяч кв. м и его пропускная способность составит не менее 3,5 млн. человек в год. При вложенных в строительство 5,35 млрд. рублей, подрядчики обязуются запустить его до начала 2012 года, чтобы принять первых пассажиров уже в марте следующего года. Подобные терминалы в России есть только в Москве, поэтому после реконструкции "Кневичи" войдет в пятерку самых крупных хабов нашей страны, и сможет конкурировать в другими крупными аэропортами, находящимися в данном регионе, в первую очередь, в странах Юго-Восточной Азии.
Управляющей компанией Владивостокского аэропорта является аэропорт «Шереметьево». Контрольный пакет акций Шереметьево получил от государства еще в 2008 году. Основной причиной такого перераспределения стала именно подготовка к саммиту. Используя опыт работы в Москве, руководство «Шереметьево» создает подобную схему и на Дальнем Востоке.
Как известно «Шереметьево» - это домашний аэропорт Аэрофлота. Авиакомпания давно планировал выйти на рынок перевозок на Дальнем Востоке и, создав хаб в регионе, попытаться завоевать лидирующие позиции у иностранных компаний конкурентов. Но реализации планов мешало два фактора. Первый – это отсутствие соответствующего аэропорта. России давно был необходим надежный авиационный форпост на Востоке. В качестве претендентов рассматривались Владивосток и Хабаровск. Причем, Хабаровску отдавался приоритет из-за более удачного географического положения. Но назначение проведения саммита АТЭС именно во Владивостоке перевесило чашу весов в пользу Кневичей и строительство хаба началось.
Вторым факторов для «Аэрофлота» было нежелание авиакомпании «Владивосток Авиа» уступать свои позиции в регионе и делиться рынком с одним из самых крупных конкурентов. Хотя «Владивосток Авиа» и считается немаленькой, по меркам России, авиакомпанией, и до 2008 года вообще выступал естественным монополистом на Дальнем Востоке, но ее возможности для завоевания лидирующего положения среди зарубежных компаний в регионе достаточно ограничены. Но решение компании «Ростехнологии», которая владеет контрольным пакетом акций авиаперевозчика из Владивостока, передать свои авиационные активы национальному авиаперевозчику России, похоже, решит и этот вопрос.
Таким образом, для компании «Аэрофлот» складывается очень удачная ситуация для реализации своих планов по объединению пассажирских и грузовых маршрутов из Европы и Юго-Восточной Азии. С одной стороны, на Дальнем Востоке скоро появится аэропорт, очень похожий на тот, к которому привыкли в авиакомпании, который будет иметь такую же инфраструктуру, который будет вынужден искать крупного перевозчика, чтобы загрузить свою пропускную способность после саммита. С другой, получив в полное управление авиакомпанию «Владивосток Авиа», «Аэрофлот» может формально войти на все те маршруты, на которых «Владивосток Авиа» выступала назначенным перевозчиком от России, а «Аэрофлот» не имел права выполнять рейсы. Да и флот у Владивостокской компании достаточно серьезный. Дальнемагистральные Airbus А330 и среднемагистральные А320 ничуть не хуже тех, на которых летает и «Аэрофлот». При этом весь необходимый летный и технический персонал уже готов к работе и находится непосредственно в аэропорту приписки.
Сегодня из аэропорта Кневичи выполняются регулярные и чартерные рейсы в Китай, Корею, Японию, Вьетнам и ряд других городов России. Общее количество маршрутов составляет более 30. Текущий пассажиропоток оценивается примерно в миллион пассажиров в год. После переоборудования и прихода туда Аэрофлота, во Владивостоке надеяться, как минимум, достигнуть показателей времен Союза и выйти на 2 млн. человек в год, став одним из основных хабов региона, таких как Шанхай или Сеул.