Поставка военной техники и, в частности, боевых истребителей, является не только выгодным бизнесом, но и вопросом престижа страны. Недавно был проведен анализ рынка производителей истребительной техники и их достижений за последние 10 лет. В данном рейтинге присутствуют девять мировых лидеров по разработке и производству современных многоцелевых истребителей, среди которых две являются российскими компаниями. Россия в целом занимает второе место в мире по производству и поставке истребителей, а как выглядит рейтинг поименно - рассмотрим ниже.
Первое место в рейтинге занимает американский разработчик и производитель Lockheed Martin. За прошедшие 10 лет компания поставила на рынок почти 600 самолетов. В этом нет ничего удивительного, с учетом того, что Lockheed Martin поставляет боевые самолеты для нужд Министерства Обороны США, а это - самый крупный покупатель военной техники в мире.
Второе место занимает российская компания "Сухой". В период с 2000 по 2010 год компанией было произведено и поставлено 437 боевых самолетов. Компания регулярно участвует во всех крупных мировых тендерах на закупку военной техники. Основными победами можно назвать выигрыш в Алжире, Малайзии, Вьетнаме и еще ряде стран. Компании принадлежит почти 32% мирового рынка истребителей.
Третье место получила компания Chengdu из юго-западного Китая со своими самолетами типа J. Никого уже не удивишь присутствием китайских компаний во всех сферах мирового бизнеса. Не стали исключением и поставки истребителей. Похоже, в ближайшее время китайская компания сможет стать серьезным конкурентом для российских и американских компаний, а пока за прошедший период компания поставила всего 90 самолетов.
На четвертом месте находится компания Dassault Aviation из Франции. Основным продуктом компании являются самолеты типа "Мираж 2000". За отчетный период было поставлено 57 единиц.
На пятом месте еще один представитель США компания Boeing. Успехи Boeing на рынке истребителей гораздо скромнее, чем на рынке гражданских самолетов. Компания полностью проигрывает своему внутреннему конкуренту Локхид Мартину, но за 10 лет смогла все таки поставить 50 самолетов типа F-15 и F/A-18.
Шестую позицию занимает российская компания "МиГ". Официально за рассматриваемый период компания поставила 42 самолета. Но хотелось бы заметить, что "МиГ" ведет огромную работу по модернизации поставленных ранее самолетов. К сожалению, данный рейтинг учитывает только новые поставленные самолеты и программы по модернизации МиГ-29 для ряда стран Восточной Европы, Эритреи, Перу, Индии, Йемена не могут помочь занять более высокое место. Хотя в стоимостном выражении подобные контракты сопоставимы с поставкой новой техники.
На седьмом месте находится шведский Gripen International со своими истребителями JAS-39 Gripen, которых было поставлено на один меньше, чем "МиГ"-ов.
Восьмое и девятое место заняли, соответственно, английская British Aerospace и европейский консорциум Eurofighter, поставив каждый менее 30 самолетов.
Общий размер рынка за прошедшие десять лет составил 1350 самолетов, общей стоимостью порядка 100 млрд долларов не считая стоимости сопутствующих сделок.