В начале лета Военно-транспортной авиации России исполнилось 80 лет. Причиной появления ВТА послужило решение создать в Красной Армии такой род войск, как воздушный десант. Поскольку сразу возник вопрос в способе доставке десантных подразделений, было принято решение сформировать под Ленинградом специальную авиационную группу, способную решить поставленную задачу. В первую авиационную эскадрилью вошли тяжелые транспортные самолеты ТБ-1 и легкие Р-5. С этого момента и ведет свою историю военно-транспортная авиация Российской Федерации.
Сегодня ВТА РФ - одна из основных составляющих Военно-воздушных сил страны. Центр военно-транспортной авиации расположен в Твери. В состав ВТА входят четыре авиационные группы, которые располагаются в Оренбурге, Таганроге, Брянске и Пскове. На боевом дежурстве находятся такие самолеты как АН-124 "Руслан", АН-22 "Антей". Основой десантной авиации являются самолеты Ил-76. Более легкий флот представлен такими самолетами как АН-12 и АН-26. Общий состав включает в себя несколько сотен самолетов.
Помимо основной задачи, связанной со своевременной доставкой боевой техники и личного состава Вооруженных сил России, Военно-транспортная авиация занимается начальной подготовкой новобранцев для ВДВ. С этой целью используются специальные учебные эскадрильи, осуществляющие обучение с применением самолетов типа АН-2.
Современная ВТА не стоит в стороне при решении других важных государственных задач. Засушливое лето 2010 года, вызвавшее массовые пожары на территории России, придало огромную работу Министерству по чрезвычайным ситуациям. К сожалению, масштаб территорий, охваченных пожарами, превышал возможности авиации МЧС и на помощь пришли авиационные подразделения ВТА. С этой целью была разработана программа по быстрому переоснащению ряда самолетов из транспортной в противопожарную модификацию. С помощью инструкторов из МЧС был подготовлен резерв экипажей самолетов ИЛ-76, готовых справится с такой специфичной задачей. Пожары были успешно потушены. Приобретенный опыт будет полезен и в будущем.
ВТА России активно используется и на международной арене. Самолеты регулярно доставляют грузы и миротворцев в места военных конфликтов, обеспечивая поддержку российского контингента. Такая же ситуация и с оказанием помощи странам, пострадавшим в результате стихийных бедствий. Не раз в выпусках новостей, рассказывающих о том или ином землетрясении или цунами, можно услышать, что гуманитарный груз был доставлен самолетами МЧС или ВТА России.
Ни одно крупномасштабное военное учение, как в Российской Федерации, так и в составе объединенных сил в рамках Договора о коллективной безопасности не проходит без участия ВТА России. Только за прошлый год в ходе проведения учений было осуществлено переброску более 150 тысяч тон военной техники, амуниции и прочих типов грузов и 50 тысяч военнослужащих. Самолеты ВТА РФ провели в воздухе почти 25 тысяч часов.
Для обновления авиационного парка ВТА РФ реализуется ряд программ. Среди основных программ можно выделить переоборудование ИЛ-76 в вариант ИЛ-76МДМ, АН-124 в АН-124-100. Ожидается и поставка абсолютно новых самолетов, основными из которых являются самолеты типа АН-70 и АН-124-300, а также новая версия - ИЛ-76МД-90А. Рассматриваются перспективы замены устаревшего АН-26. Претендент пока не выбран, но работа по его поиску ведется. Общий объем закупки новых самолетов для нужд ВТА до 2020 года составит несколько десятков машин. И тут не обойтись без тесного сотрудничества между специалистами ВТА РФ и авиационной промышленности страны.