В России разрешение на управление самолетом, если правильно, то лицензию, выдают в двух местах. Это РОСТО (бывший ДОСААФ) и учебные центры гражданской авиации. Лицензии практически ни чем не отличаются, для использования их на международном уровне - обе признаются ICAO. Но для полетов в небе России необходимо соответствие регистрации самолета типу лицензии. Если вы желаете управлять собственным самолетом, то лучше получить лицензию ГА. Кстати, если у вас уже есть лицензия РОСТО, то обменять ее на "права" от ГА - это вопрос денег и вашей коммуникабельности. Надо сказать, что коммерческие лицензии получаются особым способом, который здесь рассматривать не будем.
Сегодня РОСТО все менее и менее популярен в плане получения лицензии на полеты.
Использование иностранной лицензии в России будет весьма проблематично. В американских и европейских лицензиях нет графы, в которой явно указывается тип самолета. В них просто говорится о том, что самолет однодвигательный, сухопутный, двигатель поршневой весом до 12 000 фунтов. Такую лицензию использовать в России нельзя, ее даже не конверсируешь в нашу. Единственное, что можно добиться, - это, немного заплатив, пересдать на наши "права".
Другое дело российские лицензии за границей. Обе в равной степени конвертируемы в европейскую или американскую. Есть возможность просто валидации - она стоит 100 долларов, но выдается на ограниченный срок (от 3-х месяцев до окончания действия российской лицензии). Другой метод - это именно переоформление лицензии. Эта процедура включает в себя сдачу экзамена, за то вы получите независимую полноценную лицензию. В США для этого нужно сдать 1 экзамен, а в Европе - 7, которые, в сущности, равнозначны одному американскому, просто в Европе заокеанский экзамен разделен на 7 заходов. Еще в обеих частях света придется сдать полет, а в Европе - радиообмен.
В Европе можно сократить экзамены до 2, если у вас более ста часов налета. В случае столь большого опыта, считается, что самолетовождение, метеорологию, навигацию и правила загрузки самолета вы уже выучили.
Подводя итог, делаем вывод, что даже в области "прав" на самолет, Россия впереди планеты всей.